О, счастливчик! Как я хотел получить миллион
Читая газету, наткнулся на набранный крупным шрифтом аншлаг: “Дата вашего рождения может сделать вас миллионером!”. А кто не хочет быть миллионером? И я стал жадно читать дальше.
Кругом 13
“Мы разыскиваем главного победителя нашей призовой акции, чтобы вручить ему СУПЕРПРИЗ – 1 500 000 РУБЛЕЙ!!! – кричал следующий заголовок. – А вдруг им окажетесь именно ВЫ!”. Ух ты! А вдруг и вправду я? Ниже были размещены инструкции, как узнать, не повернулась ли фортуна наконец ко мне лицом, а не противоположной стороной. Я нетерпеливо схватил калькулятор.
“Возьмите ваш год рождения” – гласил первый постулат. Я лихорадочно набрал на калькуляторе “1959”. “Вычтите из него номер призовой акции – 513”. Нетерпеливо давлю на клавиши, получаю “1446”. “К полученному числу прибавьте ваш возраст, достигнутый в этом году”. Дрожащими пальцами прибавляю 54. На сумматоре высвечивается “1500”. “Результат умножьте на 1000. Если у вас получилось 1 500 000 – поздравляем! Вы – ПОБЕДИТЕЛЬ!”. Не верю своим глазам: я – победитель?
Подошел коллега по работе:
– Чего делаешь?
– Представляешь, я, похоже, выиграл полтора миллиона… год рождения счастливым оказался.
– Ух ты! А вдруг и мой тоже?
– Давай попробуем и твой.
Год рождения коллеги – 1970. Проделываем те же манипуляции: вычитаем 513, прибавляем 43 (возраст), умножаем на 1000… Опа! И у него тоже выпало полтора “лимона”!
– Подожди! – сказал товарищ и убежал. Через минуту он примчался с другой газетой, в которой было написано: “Сенсация 2013 года! 2 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ для обладателя призового номера 113!”
Мы переглянулись: опять тринадцать. Читаем пояснения: “Возьмите две последние цифры года, в котором вы родились, добавьте к этому числу ваш возраст, достигнутый в 2013 году. Если в результате получилось 113, – поздравляем! Вы победитель!”. Посчитали. И у него, и у меня получилось 113. Где наши четыре “лимона”?
А не поискать ли еще? Совместными усилиями в груде макулатуры на столе находим еще одну газету: “Найдите в календаре месяц вашего рождения, поставьте палец на первое число этого месяца и сложите все числа в этой строчке. Если получилось 75, вы выиграли 1 500 000 рублей!”
Нахожу на календаре ноябрь (месяц моего рождения). Складываю все числа в строчке, где есть 1-е число: 1 + 8 + 15 + 22 + 29 = 75. Опять выиграл! А приятелю не повезло: он февральский, а в этом невисокосном году в феврале всего 28 дней, и у него в сумме вышло 46. Пролетел! Ну, ничего, зато остальные выигрыши получит.
Цифры-дурилки
Но, как выяснилось, пролетели мы оба. Никаких миллионов никто нам платить и не собирался. Во-первых, нас, таких “победителей”, много – вся страна. Это мы поняли, когда вспомнили школьный курс математики. Возьмем первый пример: “Вычтите из вашего года рождения 513, к полученному прибавьте возраст, достигнутый в этом году (2013-м), и умножьте на 1000. Если получилось 1 500 000, вы – победитель”. Если год рождения принять за икс, то получим следующую формулу:
((Х – 513) + (2013 – Х)) х 1000.
Решая это выражение, получаем 1 500 000 при ЛЮБОМ Х, то есть годе рождения.
Теперь второй случай: “Возьмите две последние цифры года вашего рождения, прибавьте к нему ваш возраст, достигнутый в 2013 году. Если у вас получилось 113 – поздравляем, 2 миллиона ваши”. Опять составляем формулу, приняв год рождения за икс:
(Х – 1900) + (2013 – Х).
Решая, снова получаем 113, правда, с оговоркой: в данном случае выигрывают все, кто родился в ХХ веке. Тинейджеры 2000 года рождения и моложе и долгожители конца позапрошлого века (от 114 и старше), увы, “мимо кассы”.
Ну а последний пример – вообще дурилка картонная. Если вы возьмете любой календарь и поставите палец на цифру 1 ЛЮБОГО месяца, кроме невисокосного февраля, то, как ни увиливайте, в сумме чисел этой строки всегда будет 75. Потому что для всех месяцев любого года эти строки абсолютно одинаковы: 1, 8, 15, 22, 29.
Халява, сэр!
Теперь понятно, что “победителей” акции столько же, сколько человек прочитает рекламу этой акции в газете. Почему же тогда рекламодатели не выплачивают всем обратившимся их “законные” миллионы?
А они и не обязаны это делать. Исходные данные для вычислений и сумма выигрыша набраны очень крупно. А в самом низу рекламы мелко-мелко размещен какой-то шрифт. Но он-то и составляет саму суть заманчивого предложения. Оказывается, тот, кому выпал “счастливый” номер (а мы только что выяснили, что это практически любой человек), становится лишь претендентом на главный миллионный приз. А чтобы иметь шансы его получить, он должен принять участие в некой маркетинговой акции. Претенденту направляется каталог определенных товаров, и он должен сделать заказ и оплатить его. Тогда он становится участником финала, в котором специальная комиссия определит единственного обладателя самого крупного выигрыша. При этом будут учитываться сумма заказа, дата его поступления и факт оплаты заказа. Короче, чем больше и чем раньше вы наберете товаров из каталога, тем больше у вас шансов получить миллион или два.Надувательство это или нет? С точки зрения закона “О рекламе” – нет, ведь в рекламе прописаны все условия участия в акции и получения денег. А что шрифт мелкий – так возьмите лупу, виднее будет.
С чисто человеческих позиций, конечно, обидно. Поманили большими деньгами, раскрыл варежку – и мимо. Вот, думаешь, гады! Но ведь, если рассуждать логически, зачем рекламодателю просто так, за красивые глаза, дарить кому-то свои кровные да еще при этом тратиться на недешевую рекламу? Ежу понятно, что он с этого хочет что-то иметь, в данном случае – ваши деньги в обмен на его товары. А приз – если очень повезет. Так что, как говаривал старик Пушкин, не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.