В Астрахани активизировались эмиссары экстремистов

24.08.2012 11:30 Криминал

24.08.2012 14:25

С ваххабитами и салафитами предложено бороться учебниками и Интернетом

Астраханские мусульмане радикализуются, у нас действуют «эмиссары экстремистов», молодежь читает ваххабитскую и салафитскую литературу. Власти предлагают повышать образованность и бороться с радикалистами в Интернете. Представители традиционных конфессий, национально-культурных обществ и эксперты соглашаются, но видят впереди одни трудности. 

 

Астраханцам пригрозили джихадом

Власти признали, что в Астраханской области из-за радикализации местных мусульман обостряется общественно-политическая ситуация. Глава администрации губернатора Канат Шантимиров сегодня на совещании представителей конфессий и национально-культурных обществ заявил, что в регионе активизировались «эмиссары экстремистов». На расширение базы радикального ислама, признал глава администрации, влияют безработица, бедность, «ощутимый разрыв в уровне жизни между социальными группами», а также – раздел сфер влияния в экономике, дележ ресурсов и финансовых потоков между этническими группировками. Кроме того, по его словам, сказывается семейно-родственная система управления, отсутствие социальных лифтов, «что облегчает радикальным исламистам задачу внедрения в сознание людей антироссийских, антигражданских и антигосударственных идей». Помогает и маргинализация русского населения, «включая вытеснение из экономического сектора, властных и силовых структур».

При этом интеллигентные законопослушные мусульмане уезжают в центральную Россию. А в Астраханскую область массово едут жители республик Северного Кавказа, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана.

Пример деятельности «эмиссаров экстремистов» - разбросанные два года назад в мечети № 3 («Красной») на Больших Исадах листовки с призывами к джихаду. Астраханские власти прямо называют это акцией подпольного эмира Доку Умарова. Кроме того, властям известны факты выезда астраханцев в лагеря боевиков на территорию Чечни, Ингушетии и Дагестана.

 

Террористы-подпольщики размножаются пропагандой

Численность астраханских сторонников радикального ислама, утверждается в докладе главы администрации губернатора, не велика. Но озабоченность властей вызывает реклама террористов как мучеников за веру, которая приводит к тому, что «террористическое подполье постоянно воспроизводится». «Виртуальное пространство заполнено исламистскими сайтами, форумами, теракты фиксируются и выкладываются в социальных сетях», - сетует Канат Шантимиров. И одобряет ликвидацию и запрет подобных интернет-ресурсов.

Радикальные мусульманские группировки по национальному составу: аварские, даргинские, лезгинские, ногайские, казахские и другие; есть и русская молодежь. Оказывается, в Астраханской области есть мечети и общины, которые объединяют прихожан по национальному признаку.

На обстановку плохо влияет и затянувшаяся болезнь муфтия Назымбека Хазрята, - некоторыми группами  мусульман «активно обсуждается вопрос смены власти» в региональном управлении мусульман (АРДУМ).

 

 

Где замечена деятельность исламских радикалов

 

Астрахань:

поселок Свободный, мечеть №5 («Белая»), мечеть №34 (Рамадан», Аэропортовское шоссе), мечеть им. Махмуда Эфенди.

Володарский район:

поселок Володарский, села Паромное, Новый Рычан, Актюбе, Тумак, Козлово, Калинино

Енотаевский район:

село Восток

Икрянинский район:

села Ямное, Оранжереи

Камызякский район:

села Затон, Лебяжье, Жан-Аул

Лиманский район:

село Зензели

Наримановский район:

Нариманов, поселок Буруны, село Старокучергановка

Приволжский район:

села Растапуловка, Атал, Водяновка, Осыпной Бугор

Харабалинский район:

Харабали.

 

Управление внутренней политики администрации губернатора

 

 

Побьем радикалистов книжками

По мнению главы администрации губернатора, самое главное – растить своих специалистов по исламу, способных в мусульманской среде идеологически противостоять радикалам. Чему должны помочь школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики», а также работа «Астраханского исламского колледжа», уже 13 лет выпускающего дипломированных имамов. Они уже работают в половине местных мечетей. Противостоять они будут ваххабитам и салафитам, обучившимся в зарубежных исламских вузах Саудовской Аравии, Катара, Египта, Пакистана и Афганистана. Священнослужителям-мусульманам (и представителям других конфессий) следует систематически ходить по общеобразовательным школам и вузам, чтобы вести пропаганду традиционной религии среди молодежи.

Также, по мнению Каната Шантимирова, борьбе с исламскими радикалами помогут сдерживание миграции, борьба с безработицей, смешанные браки, печать традиционной исламской литературы и подконтрольный интернет-портал.

Кандидат наук Андрей Сызранов посоветовал активнее работать, создавать свои группы в социальных сетях.

 

ЦРУ, Ми-6 и PussyRiot

По мнению представителей муфтията и НКО, предложения власти действительно хорошие, но реализовать их будет трудно.

Именно мусульманских ученых убирают в первую очередь, напомнил и.о. муфтия Юнус Набиуллин. Радикалы в Дагестане за последние годы убили несколько самых образованных сторонников традиционного ислама. В то время как иностранные исламские учебные заведения, по мнению и.о. муфтия, «финансируются ЦРУ и Великобританией для распада Российской Федерации». Бороться с радикалами книгами будет непросто, так как 65 хороших исламских текстов попали в нашей стране под запрет, сетует Юнус Набиулин, - «и молодежь скачивает литературу из интернета, - эта литература чужда нашей философии».

Зампредседателя общества татарской культуры «Дуслык» Гаппаз Булатов заметил, что «Московскую богословскую декларацию», которую российские и международные исламские ученые приняли в мае, надо было принять еще лет десять. «Вербовка идет с 90-х годов», - сообщил господин Булатов.

Из-за большого наплыва приезжих стало сложно выявлять радикалов, признался глава НКО «Дагестан» Али Шарапудинов: «Раньше замечали всех приезжих в мечети, сейчас не получается, - постоянная миграция».

Что-то надо делать и с авторитетом местной власти, высказал мнение председатель НКО «Таджикистан» Рахматулло Лоиков: «Авторитет имамов на селе сейчас нередко выше, чем у глав районов».

Самое радикальное предложение высказал настоятель православного Покровского собора отец Михаил. Он считает, что здорово помогло бы изучение уже в средней школе вместо «светской этики» основ конкретных религий. «Знаете, сколько захотело слушать ислам в школах? 3%! Православие – 7%, - возмутился отец настоятель. – А что такое светская этика - наглядно можно видеть на примере Pussy Riot!»