Альтиста Данилова может сыграть Алексей Людевиг

14.10.2016 13:15 Культура

Если вы любите музыку, но ещё не знаете, чем заняться в пятницу вечером, смело идите в Астраханский оперный театр! 14 октября единственный концерт в нашем  городе даст блестящий альтист из Санкт - Петербурга Алексей Людевиг, ученик Башмета, выступающий с лучшими оркестрами в  лучших залах мира. Наш корреспондент встретился с ним перед концертом. Астрахань - музыкальный город? Писатель Евгений Гришковец, узнав, что на его спектакль в Астраханском ТЮЗе продали мало билетов, сказал журналистам на пресс-конференции, что Астрахань - не театральный город, нет здесь у театров своих зрителей. Поэтому я и решила заранее узнать у Алексея Людевига, музыкальный ли у нас город. Как выяснилось, он понятия не имеет, все ли билеты распроданы, и  думает только о репетициях с оркестром, специально приехал практически  за три дня до концерта. Спрашиваю: "Алексей Алексеевич, а вы не собираетесь дать в нашей консерватории мастер-класс? Кстати, вы знаете, что альтист  Хамит Алиев из оркестра Мариинского театра -  выпускник нашей консерватории?" Удивляется: "В Астрахани есть консерватория?! Я не знал... Об Алиеве слышал...". Говорю : "Ну, ничего, наверняка все консерваторские придут на ваш концерт!". Маэстро отвечает: "А вы думаете, что они знают о моём приезде?". Так что музыкальный ли город Астрахань, мы узнаем только на концерте. У гостей города журналисты обычно спрашивают, где они побывали, как им Астрахань, куда собираются пойти. Алексей Людевиг в Астрахани впервые, но видел город только из окна машины. Замечает, что его обычный маршрут в любом городе: отель - концертный зал - аэропорт. В общем, музыка для Алексея Людевига, как он говорит, "смысл и образ жизни". Города для него отличаются друг от друга только  тем, что в одних хорошо звучащие залы, в других - не очень. Хорошо бы наш зал оказался хорошо звучащим. Спрашиваю: кому бы он порекомендовал пойти на свой концерт и почему его не стоит пропускать? "Всем, кто любит хорошую музыку! На концерте же будет звучать музыка в разных жанрах. Программа так и называется "От барокко до рока". Любимый композитор у альтиста, конечно, Бах. Ну а рок - увлечение юности: как и все музыкальные мальчишки, Алексей бредил ансамблем "Битлз". И вот на этом концерте два, казалось бы, противоположных направления соединятся. Так что маэстро выступит, как он говорит, в "трёх ипостасях": как  дирижёр, альтист и рок-музыкант. Поэтому с ним два альта: старинный, 17 века, и электронный. Об альте музыкант говорит как о живом существе. Он беспокоится, например, что в Астрахани  его верный спутник раскапризничается, всё-таки смена климата... Как хорошо, что и у нас похолодало! Может быть, альт не почувствует перемен? Хочется услышать голос, звучавший и в 17 веке. У нас на концерты с  партитурами не ходят А как в других городах с любовью к классической музыке? "Сейчас очень сложно собрать зал везде, - говорит музыкант, - на концерты классической музыки многие перестали ходить. И это объясняется не только финансовым кризисом. Это и душевный кризис. У людей появилась апатия. Но в целом у тех, кто не изменил музыке, проснулся  интерес к альту благодаря моему учителю, Юрию Башмету. Альт сейчас популярен. У музыкантов, много гастролирующих по миру, обычно спрашивают, чем отличаются наши зрители от зарубежных. Отличий, оказывается, масса. В США, Испании, Италии публика более темпераментная, могут начать аплодировать  не после окончания произведения, а когда нравится, и ничего страшного маэстро в этом не видит. Хотя высший класс, на его взгляд, когда некоторое время после последних аккордов в зале тишина - так потрясает иногда зрителей  исполнение классики. Припомнил он и то, что в Германии, например, публика, глубоко чувствующая  классику. Всё же люди поколениями воспитывались на музыке предков - Бетховена, Баха, Моцарта. Могут там прийти на концерт и с партитурой исполняемого произведения. У нас на концерты с партитурами не ходят! Спрашиваю у маэстро, стоит ли приглашать на концерты классической музыки  друзей, которые уверяют, что у них нет ни активного, ни пассивного музыкального слуха?  Отвечает, что наличие или отсутствие музыкального слуха для восприятия классической  музыки, которую очень полезно слушать всем, не имеет значения. Оказывается, у гениального Чайковского не было абсолютного музыкального слуха, а какую музыку он писал! Поэтому на Западе на концерте можно встретить и взрослых людей, которые делают только первые шаги в музыкальном мире и совершенно не стесняются этого, как у нас. Музыкант рассказал, как однажды на концерт во Франции, где он, кстати, жил несколько лет, пришли люди в рабочей одежде, в сапогах с комьями земли. А исполнял он Шнитке, не самую лёгкую для восприятия неподготовленных зрителей музыку. Так вот после концерта фермеры подошли его поблагодарить. Один из них сказал: "Наверное, я ещё не дорос до этого сочинения, но я понял, что это великая музыка!" Почему маэстро всё-таки вернулся в  Россию (уехал он из СССР в 1989 году), а не остался жить на Западе? Говорит: "Одно дело быть туристом, всё воспринимается иначе, и совсем другое - постоянно жить в чужой стране. Там тебе часто дают понять, что ты чужой, мигрант. Особенно это чувствуется во Франции. Там живут очень гордые люди!" О фехтовании, айкидо и альтисте Данилове В Интернете о гостях города можно прочитать сейчас всё. Так что иногда уже и не знаешь, о чём спрашивать - почти всё уже спросили... Уже в три года Алексей знал, что будет альтистом, как папа. В  юности сравнения с отцом мешали. А потом он понял, что у  отца свой голос, а у него - совершенно не похожий. Музыкантов такого уровня обычно считают людьми утончёнными, далёкими от спорта. А он всегда занимался спортом, да каким - фехтованием, айкидо, карате... Наверное, это форма самозащиты от агрессивного мира... Бросил карате, когда педагоги попросили беречь руки, да и неудобно стало приходить с перебитыми руками на занятия... Но шантрапа из подворотен теперь его обходила. Сын у маэстро тоже музыкант, скрипач, учится в Израиле. Спрашиваю, а почему же он учится не в России? Изумляется: "Вы и это знаете?! И где об этом написано? Да, в Израиле... Сейчас хорошая скрипичная школа есть везде, кроме России. Преподаватели разъехались по свету". В соцсети маэстро заглядывает редко, в Фейсбуке его нет. Завёл страничку ВКонтакте, чтобы быть в курсе дел учеников. Он преподаёт и в консерватории, и в колледже - чтобы была преемственность. Изумляется: "О чём они там пишут!". Убеждена, от него ученики никуда не уедут. Последние вопросы, конечно, о  нашумевшем в 80-е годы романе Владимира Орлова "Альтист Данилов" и о столь же нашумевшей поездке оркестра  Мариинского театра в Сирию в разгар боевых действий. - Вас часто спрашивают о том, как вы относитесь к альтисту Данилову? - Постоянно спрашивают! Очень нравится этот роман! Он тоже вызвал интерес к альту. На меня даже выходил один из продюсеров, предлагали сыграть Данилова  в фильме, который хотят снимать по роману. Я согласился.  Но пока, наверное, не лучшие времена для съёмок. - А в Сирию на гастроли вас не приглашали? Поехали бы? Качает головой: "Нет! Я слышал, что и не все музыканты знали, куда и зачем они летят. Отказались бы - потеряли работу. Вместо них полетели бы другие". Я думаю, что альтист Данилов тоже отказался бы от этой поездки... Когда же все оставят сирийцев в покое? И уж, конечно, им сейчас не до музыки. Музыка возрождает, развивает, но там, где убивают, ей не место.