В Астрахани прошла премьера сценической кантаты Carmina Burana
Магия вагантов в исполнении хора, оркестра и артистов балета В минувшие выходные в театре оперы и балета состоялась первая премьера сезона (если считать оперу «Князь Игорь» в кремле в сентябре событием, безусловно, выходящим за рамки обычного спектакля). В Астрахани сценическая кантата немецкого композитора Карла Орфа «Кармина Бурана» стала уникальным сценическо-хореографическим действом, в ней принимали участие хор, солисты, оркестр и балет. Кантата была написана восемьдесят лет назад ( в основе либретто тексты поэзии вагантов из средневековой рукописи 13 века о быстротечности жизни, непостоянстве удачи и богатства, радости любви), а ныне переживает настоящий постановочный бум. Специалисты отмечают ее определенное магическое, порой гипнотическое воздействие на современного человека. По словам хореографа-постановщика Константина Уральского для него, неоднократно обращавшегося к произведению, «Кармина Бурана» продолжает оставаться загадкой. А музыкальному руководителю и дирижеру Валерию Воронину как-то пришлось дирижировать кантатой, состоявшейся на открытой сцене и собравшей четыре тысячи зрителей, под проливным дождем. Который шел ровно столько же, сколько шло представление. «Наверное, это было испытание, через которое нужно пройти», - рассказывает он. Астраханской премьере ничто не помешало. Зрители услышали великолепную работу хора (хормейстер-постановщик Галина Дунчева). Пожалуй, именно звучание прекрасных голосов делает астраханскую версию столь завораживающей. Разумеется, отдельное удовольствие меломанам принесла работа солистов. Они, кстати, также ощутили на себе необычность музыки Орфа. По словам Руслана Сигбатулина, порой голова шла кругом от разнообразия философской сдержанности и страстного призыва, иронии и мистики. Он так описывает свое необыкновенное состояние «Ты вовлечен в это вечное вращение и ощущаешь себя песчинкой в центре Вселенной». А Ирина Белая никогда не думала, что петь о любви на латинском языке так приятно. Артист балета Алексей Озимовский также отмечает разностилевую палитру с мгновенными сменами ритма, требующую от танцовщика мобильных переключений. И, разумеется, завершенность постановке придает работа приглашенного художника-сценографа Теодора Тэжика. Абсолютно стильный, зрелищный спектакль,хотя и достигается это, на первый взгляд, казалось бы небольшими штрихами. Однако на самом деле демонстрирует труд опытного мастера. «Кармина Бурана» каждому — и постановщику, и участнику, и зрителю — задает загадки, но и дает возможность понять что-то новое об окружающем мире и о себе. А для тех, кто помнит песню вагантов (тех самых!) из альбома Тухманова, в какой-то степени закольцовывает ситуацию, расширяя картину мира и сгущая колдовское воздействие стихов и музыки. Остается добавить, что первой частью вечера стала балетная версия первого концерта Рахманинова, поставленная два года назад, но пока мало известная астраханской публике. Видео @komarkelov