На премьерном показе «Прощания с Матёрой»  не оказалось свободных мест

В Астраханском  ТЮЗе  

09.04.2022 16:02 Культура
Зрители успели и посмеяться, и поплакать вместе с героями фото с сайта театра

Думать и разговаривать. Учит новая постановка Астраханского ТЮЗа «Прощание с Матёрой». Премьера спектакля - рассуждения о непростых временах и судьбах состоялась 7 апреля на Малой сцене театра. Повесть «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина, одного из крупнейших представителей «деревенской прозы», - о разрушении сельского семейного уклада в глубинке, родовых корней, духовной связи с предками. Как и все творчество писателя, она непроста в восприятии. Тем интереснее было  увидеть  ее сценическое воплощение.

- Мы остановились на этом произведении писателя потому, что оно о вечных темах: «Кто мы, без своих корней?», «Что с нами происходит, когда мы забываем, откуда родом?». Для нашего театра обращение к этой повести Распутина  - безусловный эксперимент. Насколько он удачен – судить зрителям, - поделился своим творческим замыслом с журналистами  перед премьерой на пресс-конференции режиссер-постановщик спектакля, заслуженный артист РФ Сергей Тараскин. – Мы позиционируем себя как семейный театр. И во всех наших постановках во главу угла ставим человеческие взаимоотношения. В том числе между  разными поколениями, между «отцами и детьми». Но очень надеюсь, что этот спектакль будет востребован нашей молодежью. Теми, кому от 15 до 20. Хотелось бы, чтобы после  просмотра наши зрители не просто обменивались мнениями, но и учились думать и разговаривать. Друг с другом, со старшими, родителями. 
Инсценировку довольно объемной повести «Прощание с Матёрой» выполнила Ванда Блинова. И, надо отметить, весьма удачно. Ей удалось скомпоновать сложный, многоплановый авторский текст, не нарушив его самобытности, главного посыла. Около двух месяцев шла работа над новым спектаклем. В нем на сцене всего четыре действующих лица и «голос за сценой» в исполнении Евгения Пшеничного, которому отведена особая роль. 

Надо сказать, что в зале на премьерном показе вообще не оказалось свободных мест. И  зрители были самых разных возрастов - от подростков до пенсионеров. Но всех действо на сцене захватывало до мурашек, до кома в горле. Продолжительность постановки всего около часа. Но за это время зрители успели и посмеяться, и поплакать вместе с героями, настолько пронзительной и проникновенной  была игра актрис Виктории Яхтиной (Дарья), Анны Максаковой (Настасья), Анны Казаковой (Сима).  Дмитрию Юницкому выпало на долю при помощи необычного художественного хода исполнить роли сразу четырех действующих лиц. А это очень непростая актерская задача – за мгновения перейти из одного образа в другой. Но ему это удалось. Да еще как! Суперминимализм декораций в виде световой проекции и четырех табуреток с лихвой дополнялся неподражаемой, потрясающей энергетикой актерской игры. Весь спектакль прошел на едином дыхании. А зрители после его окончания долго стоя аплодировали, не отпуская актеров со сцены. Что ж, репертуар ТЮЗа, несомненно, пополнился очень успешной постановкой. А коллектив театра в очередной раз доказал, что не почивает на лаврах, а находится в постоянном творческом поиске и развитии.

Автор:

Лира Немцова.