Снегурочка без шубки
И вне ёлки
Если в декабре афиша театра «прирастает» «Снегурочкой», то вполне логично предположить, что это новогодняя сказка. Но пьеса Островского, премьера которой состоялась в драмтеатре в минувшие выходные, явно не спектакль для семейного просмотра. Тем более что и возраст обозначен как 16+. Этим спектаклем в театре отметили грядущий юбилей драматурга – 200 лет со дня рождения в 2023 году. Юбилей будет и у пьесы – 150 лет со времени написания.
Для освоения гранта Союза театральных деятелей РФ и Минкультуры РФ худрук театра Александр Огарёв, посчитав, что неплохо будет взглянуть на пьесу позапрошлого века молодым взглядом, пригласил режиссера Бари Салимова. Последний решил, что поставить надо непременно в жанре «фолк-мюзикл, и пригласил композитора Николая Ордановского. Так что получившаяся в Астрахани на этот раз «Снегурочка» (в театре ее раньше ставили неоднократно) – абсолютно новое прочтение сказки.
У Островского действие происходит «в доисторическое время в стране Берендеев». На сцене драматического это еще неопределеннее. Постановщики упомянули о некоей предшествующей катастрофе, после которой, похоже, всё смешалось. Берендеева слобода предстает на сцене как довольно мрачноватое местечко, терема есть, хотя и сумрачные, а вот пресловутые кусты, в которых много чего происходит, достаточно условны. Нет ни зимнего света, ни весенней яркости. Явных киборгов вроде и нет, но не стоит искать и определенной цельности в изображении славянских покровителей стихий (как у Островского). Эклектика прослеживается во всем оформлении фолк-мюзикла, законы жанра диктуют. По словам композитора, ему давно хотелось соединить всю свою любимую музыку - и теперь получилось. Поют все. Хотя некоторые и в записи. Говорят, что песен было намного больше, какие-то просто не вошли.
Совсем даже не новогодняя сказка поставлена, как сообщили журналистам на пресс-конференции, в суровом стиле. Добавив, что уже первая сцена начинается с «разборок Весны и Деда Мороза». Кстати, происходило это в окружении мифических птиц в масках с длинными носами, на ходулях. Так что антураж пьесы не очень-то поэтический, как у автора. Костюм Снегурочки также далек от стереотипно-лирического, никаких вам традиционных шубок и юбок.
Но Снегурочка всё же продолжает оставаться воплощением чистого существа, попадающего в мир людей. И сразу понявшей, что главное — это любовь. Хотя и научиться любви трудно, и сохранить ее нелегко. Режиссер предлагает задуматься о хрупкости людей в хрупком мире.
Сюжет пьесы сохранен, но пересказан несколько необычным языком. Не исключено, что кто-то уже и ждет таких современных адаптаций. После пандемии и СВО вряд ли возможно старое прочтение классиков…
Что же касается зрителя, на которого ориентирован спектакль, то в театре считают, что это вопрос не возраста, а мироощущения. Театральным критикам и тем, кто относит себя к таковым, есть о чем порассуждать.
В спектакле заняты заслуженный артист России Павел Ондрин, Полина Курбатова, Анастасия Кацан, Роман Чечерин, Николай Смирнов, Иван Быков, Виолетта Власенко, Екатерина Спирина, Петр Соломонов, Елизавета Смирнова и другие.