Астраханский Фауст добрался до Красноярска
Узнала недавно, что наш театр оперы и балета повёз легенду Берлиоза "Осуждение Фауста" в Красноярск, и помчалась за ним. Потрясающий спектакль, а идёт у нас редко. Шучу, конечно. Нет, в Красноярск я действительно полетела, но в составе "театрального пула", освещающего гастроли в этом сибирском городе наших театров - ТЮЗа и оперного. В этот город с миллионным населением, который местная власть называет столицей Сибири, наши театры повезли, как говорит художественный руководитель ТЮЗа Сергей Тараскин,"сливки". Театр юного зрителя -"Страсти по Торчалову","Каштанку","Мёртвые души","Как чуть не съели королеву Булочку". Театр оперы и балета - новогодний концерт и самый загадочный спектакль последних двух лет "Осуждение Фауста". О нём можно очень долго говорить, но лучше узнайте, когда он будет идти в Астрахани, и закажите билеты. Вызывающую до сих пор споры легенду Берлиоза наш театр поставил в 2015 -ом году первым в России, раньше Большого театра. Это синтез оперы, оратории, балета, симфонии с широчайшим использованием видеоконтента, создающего иллюзию трёхмерного пространства. Но, оказывается, и Большой театр не прибегает в этом спектакле к современным технологиям, поэтому работа режиссёра Константина Балакина стала номинантом театральной премии "Золотая маска" сразу в шести номинациях. Высоко оценил спектакль и художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета, заслуженный артист РФ Сергей Бобров. Он сказал нам, что это "очень талантливая совместная работа режиссёра и художника". Очень хвалил Бобров и наш хор, оркестр. Ну, а о реакции красноярской публики я писала в "Комсомольце Каспия" - два дня подряд зрители дружно, как по команде, вставали после последнего аккорда и отбивали ладонями свою мелодию любви. На гала -концерт они пришли уже с фирменным красноярским шоколадом, которым гордятся, как и мы воблой, и принялись одаривать солистов и музыкантов. Может быть, я ошибусь, но мне кажется, что больше всего аплодисментов и шоколада досталось нашей блистательной Елене Разгуляевой, которая, кстати, является и приглашённой солисткой Большого театра, и новому солисту театра тенору Ростому Иашвили.У него изумительной красоты голос, обязательно переслушаю все оперы с его участием. То, что в Красноярске публика не похожа на нашу, заметил и худрук ТЮЗа, заслуженный артист РФ Сергей Тараскин."Они все лобастые, - заметил он,- долго приглядывались к нам, в зале чувствовалось напряжение, но потом случилось электричество, у артистов и зала появилось общее дыхание". И такая реакция зала вполне объяснима. Всё -таки в Красноярск веками ссылали лучших людей России - от декабристов до социалистов, и это большой, студенческий и явно театральный город. В Астрахани, увы, театральной публики пока немного, но, как я поняла, новые художественные руководители наших театров собираются переломить ситуацию. И худрук оперного театра Валерий Воронин, и Сергей Тараскин благодарили на пресс -конференции заместителя гендиректора Федерального центра поддержки гастрольной деятельности министерства культуры РФ Владимира Черкасова за всестороннюю помощь. Без запущенного министерством проекта "Большие гастроли" этой поездки не состоялось бы. Провинциальные театры такие переезды просто не потянут. Между тем любые гастроли, особенно такие сложные, с перелётом в другой конец страны, по мнению Валерия Воронина, это профессиональный рост, проверка своих возможностей. Артистов ждёт другой климат, зал, публика.... В общем, огонь, вода и медные трубы... Гастроли - это настоящая профессиональная театральная школа. Но не окажется ли новая "школа", организованная министерством, начальной? Она работает как раз четыре года, но первые три года в провинцию выезжали лишь столичные театры. Настораживает, что представители власти вдруг заговорили о проведении в 2019- ом году театральной олимпиады. Гранты - победителям, а что остальным? На финишную прямую выходит и готовящийся новый закон о культуре. Так что без изменений в этой сфере явно не обойдётся. В СМИ уже шли дебаты о возможной замене госзаказа соцзаказом, то есть фактически об отказе от прежнего финансирования театров. Это я к тому, что ходите в театры почаще, пока есть такая возможность. И готовьтесь не дать театры в обиду. Более мощного и действенного средства воспитания и детей, и подростков, и взрослых людей просто нет. И обратите внимание, люди перестают читать, но в театры ещё ходят. Ну, а театры , похоже, уже ищут запасные аэродромы. Одни задумываются о поиске постоянных спонсоров, ставят спектакли совместными усилиями специалистов и артистов разных театров, и за этим направлением, наверное, будущее. Другие приглашают "звёзд" и поднимают цены на билеты до заоблачных высот. Но этот путь, как мне кажется, в никуда. Это на попсового исполнителя в провинции могут купить билеты за три - пять тысяч, у любителей опер таких денег, как правило, нет.. Пока не знаю, сколько будут стоить билеты на спектакли первого театра Дмитрия Хворостовского, который его и открыл. Красноярский оперный театр приедет к нам в июне и привезёт классическую оперу "Садко" Римского - Корсакова, в которой будет использоваться и видеоконтент, и осовремененную "Медею" Керубини. В театре и сейчас работают люди, которые пели вместе с Хворостовским. В феврале в Красноярске пройдёт международный фестиваль , посвящённый знаменитому земляку, на который приглашают оперных звёзд из других стран. А летом на берегу Енисея собираются захоронить урну с прахом певца и установить там памятный знак.