В Астраханской области проведено исследование социального самочувствия долгожителей
Проблемы, связанные со старостью, в настоящее время приобретают все большую актуальность. В некоторых странах заметно увеличивается продолжительность жизни и снижается рождаемость. В этой связи все чаще поднимаются вопросы о качестве жизни в пожилом возрасте, активно развиваются практики адаптации пенсионеров в некоммерческом секторе.
В конце июня и в течение июля в Астраханской области реализовывался научно-исследовательский проект, посвященный теме социального самочувствия старожилов. Инициатор исследования – автономная некоммерческая организация «Социальная валидация», а региональные исполнители - исследовательская группа «MIRACULUM» (Олег Кормушин, Юлия Кормушина) и Центр этнокультурных коммуникаций «Этномикс», (Эльдар Идрисов, Екатерина Тарасенко).
По официальным данным регионального министерства социального развития и труда, в Астраханской области проживают около 30 человек, чей возраст насчитывает 100 и более лет. Недавно все россияне узнали, что в селе Алча Красноярского района живет Бисембеева Танзиля Насихановна, которая родилась в 1896 году. Сегодня она считается самым пожилым человеком планеты. В этой связи символично, что старт исследовательскому проекту был дан именно в Астраханской области.
В силу многонациональности региона, выборка была распределена по этническому критерию. Были записаны интервью с более 50 респондентами в возрасте от 85 лет и старше. Участвовали представители следующих национальностей: русские, татары, казахи, ногайцы, евреи, армяне, азербайджанцы, немцы, калмыки, туркмены. Географически были опрошены жители города Астрахани, Приволжского, Камызякского, Икрянинского, Красноярского, Володарского и Лиманского районов. Помощь в проведении исследования оказали органы местного самоуправления, ветеранские организации и этнокультурные объединения.
Интересно, что возникли затруднения по подбору долгожителей народов Северного Кавказа, а также мигрантов из стран СНГ. Как удалось выяснить, либо представители национальностей (например, чеченцы или дагестанцы) уезжают в преклонном возрасте в родные места, чтобы быть ближе к земле предков, либо сообщество представлено в основном людьми молодого и среднего возраста (например, ингуши и таджики).
Если обобщать вопрос о социальном самочувствии старожилов, то большое значение для них имеют их социальные связи. Как и предполагалось, в сельской местности старожилы больше окружены вниманием, а у таких народов, как казахи, татары, ногайцы, туркмены развиты устойчивые родственные отношения. Активную экономическую деятельность люди старше 85 лет уже прекратили, некоторые полностью отдались в руки своих близких родственников и уже не вникают в финансовые вопросы. Но все же практически каждый из старожилов готов заниматься какой-либо деятельностью, связанной с рукоделием, декоративным творчеством, если позволяет здоровье.
На судьбе респондентов в полной мере отразились трудности советского времени - коллективизация, репрессии и Великая Отечественная война. Почти все, кому под 90 лет и старше лет, были мобилизованы на оборонительные работы в годы войны, и это стало началом их трудовой деятельности. Из опрошенных старожилов четверо - это участники войны.
Как показал опрос, большую роль для социальной адаптации в преклонный период играет религиозная община, особенно в сельской местности. В тех селах, где есть активно действующая религиозная организация, старожилы ходят в нее до последней возможности передвижения. Значение здесь, кроме религиозных чувств, имеет поддержка социальных связей, возможность быть в обществе. Важно отметить, что люди преклонного возраста являются знатоками национальных традиций, они помнят многие обычаи и обряды, которые сегодня уже ушли из бытовой практики.
В целом исследование показало, что сложившийся образ пожилого человека как оторванного от жизни, не совсем соответствует действительности. Да, у него много проблем, но еще осталась энергия, которую хочется куда-то направить, например, на общение с подрастающим поколением. В этой связи на региональном уровне важно развивать практики общественных объединений, занимающиеся людьми третьего и четвертого возрастов, а также развить механизмы общения между людьми всех поколений.