Евросоюз ввел санкции против белорусских бизнесменов
26.03.2012 10:26
Противостояние Евросоюза с белорусскими властями вышло на новый уровень. После безуспешных попыток воздействовать на Минск визовыми санкциями против белорусских чиновников (включая Александра Лукашенко) Брюссель решил надавить на местных бизнесменов. По решению Совета ЕС, принятому 23 марта, ограничения - "за поддержку режима Лукашенко" - введены в отношении ряда белорусских предпринимателей и компаний.
Новый "черный список" ЕС был опубликован 24 марта. Как и сообщали ранее неофициальные источники, в нем оказались крупные белорусские предприниматели Анатолий Тернавский и Юрий Чиж. Кроме того, были расширены санкции в отношении Владимира Пефтиева (на несколько компаний, связанных с Пефтиевым, санкции были наложены минувшим летом, теперь ограничительные меры распространяются и на другие его бизнес-структуры). По решению Брюсселя, активы этих предпринимателей в странах ЕС замораживаются. В отношении самих бизнесменов, попавших в "черные списки", как отметили в Совете ЕС, будет действовать запрет на въезд в страны Евросоюза.
Белорусская оппозиция считает этих бизнесменов "кошельками" Александра Лукашенко. Новым санкциям ЕС оппозиционеры радуются, полагая, что Брюссель наконец нашел больное место "режима Лукашенко" и набрался достаточно решимости, чтобы в это место ударить.
Сам Лукашенко между тем демонстрирует, что к новому раунду войны с ЕС он готов. В ожидании новых санкций (анонсированных еще в начале года) Минск открыто действовал в пику Брюсселю (можно упомянуть хотя бы недавнюю казнь фигурантов дела о терактах, которая вызвала ожидаемое возмущение Европы), показывая, что конфронтации с ЕС и ее последствий не боится.
Ключевым ресурсом Минска в этом конфликте остается экономическая поддержка, обеспечиваемая Москвой. Пока у Белоруссии остается возможность зарабатывать на перепродаже российских энергоресурсов, мириться с Европой на ее условиях (как минимум - освобождение всех осужденных в Белоруссии оппозиционеров, среди других требований - отмена смертной казни, политическая либерализация в Белоруссии) необходимости нет.
В этих условиях целей, заявленных Брюсселем, санкции не достигают. Они лишь усиливают зависимость Белоруссии от России (со всеми вытекающими последствиями - как политическими, так и экономическими). Что касается белорусских оппозиционеров, которым желает помочь Брюссель, то им пока новые санкции, скорее, повредили. С тех пор, как эти санкции были анонсированы, давление на оппозицию усилилось: в частности, был создан полуофициальный список невыездных лиц, в который включают тех, кто призывал Европу к расширению и ужесточению санкций против Белоруссии.
Нельзя сказать, чтобы в Брюсселе этого совсем не понимали. В последнее время представители ЕС не раз высказывали опасения, что новые санкции лишь оттолкнут Белоруссию от Европы в сторону России (с которой Брюссель пытается соперничать за влияние на республику). Однако в итоге европейские борцы "с режимом Лукашенко" настояли на своем.
То, что эффект от санкций достигается совсем не тот, на который рассчитывает Европа, признают и некоторые белорусские оппозиционеры (при том, что основная часть оппозиции в республике настроена проевропейски). "Политика, которая реализуется внутри страны и нашими партнерами из ЕС, - отмечает бывший кандидат в президенты Александр Милинкевич, - все больше приводит к тому, что мы падаем без парашюта в Россию". "У Евросоюза нет стратегии относительно Беларуси, - считает он. - Хорошо, что ЕС реагирует, осуждает, принимает резолюции. Но политика тем и отличается от позиции, что она достигает целей. А Лукашенко в результате ничего не остается, кроме как идти в Россию".
Визы
Воздействовать на Лукашенко и некоторых других представителей белорусского руководства визовыми санкциями Европа пытается - безуспешно - уже более десяти лет. Въезд в страны Евросоюза для белорусского президента был закрыт еще в 1998 году (таким образом ЕС ответил белорусскому руководству на выселение иностранных послов из комплекса "Дрозды"). Впоследствии статус Лукашенко неоднократно менялся: запрет на въезд отменяли, вводили, снова отменяли, снова вводили, продлевали и приостанавливали.
Толку от этих санкций не было. В ответ же на угрозы "арестовать зарубежные счета Лукашенко" (если таковые будут найдены) в Минске только посмеивались: ищите, мол, если что-то найдете - можете забирать.
В Евросоюзе признавали, что избранные методы борьбы с Лукашенко неэффективны. Но вместо того, чтобы отказаться от них вообще или перейти к более радикальным мерам, продолжали действовать по инерции.
Ситуация немного изменилась после декабря 2010 года, когда в Белоруссии прошли перевыборы Лукашенко и аресты оппозиционеров, пытавшихся устроить "майдан". Евросоюз тогда потребовал освободить арестованных (а в Европарламенте вдобавок потребовали проведения новых президентских выборов). А получив отказ, составил новые, расширенные "черные списки", в которые вошли уже более 150 человек. Помимо самого Лукашенко и руководителей силовых структур, въезд в страны ЕС был запрещен судьям (которые вели процессы над оппозиционерами), сотрудникам прокуратуры и избиркомов. В списках оказались даже ректоры вузов (за отчисление студентов, которых, как утверждает оппозиция, выгнали за политические взгляды) и представители официальных СМИ ("за несправедливые комментарии по поводу процессов, направленных против гражданского общества в Белоруссии").
Пользы от новой версии "черного списка" оказалось ненамного больше, чем от прежней. Вдобавок вскоре выяснилось, что запрет на посещение ЕС условен. При наличии уважительной причины разрешение на въезд в Евросоюз все же предоставлялось. Так, например, недавно главе белорусского МВД Анатолию Кулешову позволили посетить Францию (по приглашению Интерпола). А вскоре после этого стало известно, что председатель белорусского КГБ Вадим Зайцев направляется в командировку в Италию (оба - и Кулешов, и Зайцев - включены в "черный список" ЕС).
Бизнес
Прошлым летом Брюссель решил сменить тактику. В июне санкции (запрет на въезд в ЕС, заморозка активов за рубежом) были введены в отношении одного из крупнейших белорусских бизнесменов. Под ограничения попали Владимир Пефтиев и связанные с ним компании "Белтехэкспорт" (производство и продажа оружия), "БТ-Телекоммуникации" и "Спорт-Пари". Пефтиев является экономическим советником президента, в прессе его называют "банкиром Лукашенко" и крупнейшим белорусским олигархом. В рейтинге наиболее влиятельных и успешных бизнесменов республики, который составляет белорусское издание "Ежедневник", Пефтиев занимает первое место. Сфера его бизнес-интересов, как отмечается, включает вооружения, высокие технологии, игорный бизнес, недвижимость и логистические проекты.
В соответствии с нынешним решением Совета ЕС, санкции распространены еще на 29 белорусских компаний и 12 частных лиц. В новый список, по предварительной информации, попали как чиновники (за "репрессии в отношении оппозиции и гражданского общества"), так и бизнесмены ("за поддержку режима"). Незадолго до заседания, состоявшегося 23 марта, дипломатические источники сообщили, что в "черный список" попадают также бизнесмены Юрий Чиж и Анатолий Тернавский (в рейтинге "Ежедневника" они занимают соответственно второе и двенадцатое место) и связанные с ними компании. Что касается Пефтиева, то санкции, как стало известно, распространены и на другие его бизнес-структуры (в дополнение к ограничениям, которые уже действуют в отношении "Белтехэкспорта", "БТ-Телекоммуникаций" и "Спорт-Пари").
Юрий Чиж, по информации "Ежедневника", руководит советом директором группы компаний "Трайпл" (среди направлений ее деятельности - торговля нефтепродуктами, ритейл, фармацевтика, туризм, сельское хозяйство и производство строительных материалов). Анатолий Тернавский представляет группу компаний "Юнивест-М" (торговля нефтепродуктами, недвижимость, ресторанный бизнес). На корпоративном сайте сообщается, что она входит в число крупнейших налогоплательщиков Белоруссии.
В прессе теперь ведутся споры о том, насколько болезненными эти санкции окажутся для Минска. Вопрос заключается и в том, будут ли эти ограничения строго соблюдаться странами-членами Евросоюза. Еще до введения санкций стало известно, что некоторые из стран ЕС, имеющих экономические связи с Белоруссией, действовать в ущерб своим интересам не хотят. Ввести эти санкции планировалось еще в феврале, однако тогда, как сообщило издание EUobserver, соответствующее решение заблокировала Словения (такую позицию издание объяснило бизнес-контактами между словенской строительной фирмой и упомянутой группой "Трайпл" Юрия Чижа).
Позднее против санкций в отношении белорусских компаний открыто выступила Латвия (один из крупнейших торговых партнеров Белоруссии). В Риге отметили, что планируемые Евросоюзом меры представляют угрозу для латвийской экономики. А в обществе поддержки экономических связей Латвии и Белоруссии даже заявили, что ЕС должен компенсировать Латвии ущерб (в частности, потери, которые грозят республике, если Белоруссия в отместку откажется от транзита грузов через Латвию). Примерную сумму ущерба глава общества Альфред Чепанис оценил в миллиард евро.
В итоге Латвии вроде бы удалось добиться того, что определенные белорусские компании в "черный список" не попали. МИД республики заявил, что решение, принятое на Совете ЕС, было компромиссным.
Что касается тех ограничений, которые все же вступят в силу, то их, как отмечает латвийский инвестиционный банкир Гирт Рунгайнис, при желании можно и обойти. "Предприниматели действуют эластично, можно прокрутить тот же самый белорусский [товарооборот] через Россию, - рассуждает он. - Белоруссия сотрудничает с Россией, и Россия будет помогать, потому что заинтересована в том, чтобы держать Белоруссию в своей орбите".
Ответ
Острая реакция Минска свидетельствует о том, что очередной удар Брюсселя действительно пришелся в больное место. Однако поведение белорусских властей на протяжении последних недель свидетельствует, что к такому развитию событий они были готовы и, в общем-то, не особо пытались этого избежать. После того как стало известно о готовящихся санкциях против бизнесменов, Минск, похоже, предпочел сосредоточиться не на спасении отношений с Брюсселем, а на том, чтобы заранее заручиться поддержкой Москвы. И судя по всему, ему это удалось.
Еще в середине февраля Белоруссия обратилась в Евразийскую экономическую комиссию (то есть фактически к России и Казахстану) с призывом выработать общую позицию на случай введения Западом экономических санкций. За этим последовала публичная поддержка со стороны Москвы: президенты России и Белоруссии выступили с совместным заявлением, в котором отмечалось, что меры экономического давления в межгосударственных отношениях недопустимы. Белоруссию поддержали и в исполкоме СНГ: исполнительный секретарь Содружества Сергей Лебедев заявил, что санкции в отношении республики необоснованны и что все страны СНГ ее в этой ситуации поддержат. Наконец, постпред России при ЕС Владимир Чижов предупредил, что санкции против Белоруссии могут затронуть и интересы РФ.
Располагая такой поддержкой, в Минске, очевидно, решили, что церемониться с Европой больше незачем. В конце февраля Белоруссия отозвала своих послов из Варшавы (Польша активно выступала за введение санкций против представителей Белоруссии) и Брюсселя - спровоцировав отъезд из Минска всех послов Евросоюза. Словно издеваясь над критиками из ЕС, белорусские власти сформировали собственный "список невыездных", поместив в него оппозиционеров, призывавших к введению санкций (недавно Лукашенко признал, что такой список действительно существует). Наконец, в марте были казнены фигуранты дела о терактах - Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев. Европейские политики неоднократно призывали Лукашенко отменить предстоящую казнь, однако белорусские власти не сочли нужным даже отложить ее.
После того как решение о санкциях было принято, белорусский МИД заявил, что послы ЕС, ранее покинувшие республику, обратно могут не возвращаться. В министерстве сообщили, что с белорусской стороны могут последовать и другие "меры реагирования".
О том, что это могут быть за меры, свидетельствует документ, недавно опубликованный некоторыми белорусскими СМИ. Если верить источникам, это повестка совещания, проходившего у Лукашенко в середине марта (подлинность документа официально не подтверждена, однако КГБ Белоруссии уже начал расследование в связи с появлением этой информации). Судя по тексту, в ответ на санкции Минск готов пойти на некие "меры дипломатического воздействия", поставить под вопрос участие в "Восточном партнерстве" (интеграционной программе ЕС для стран бывшего СССР), а также применить "точечные экономические ограничения в отношении конкретных зарубежных юридических и физических лиц".
По мнению белорусского оппозиционера Николая Халезина, капитально разругаться с Европой у белорусского руководства все же не получится (даже если Минск и поставит себе такую цель). "Лукашенко маниакально старается преодолеть точку невозврата во взаимоотношениях с Евросоюзом, чтобы белорусы смогли поверить, что война - это не время, когда можно менять власть, - полагает он. - Но Евросоюз - это многоголовый кентавр, скачущий только в том случае, если все головы договорились. Если же не договорились, то кентавр стоит на месте и ‘пройти точку невозврата’ с ним невозможно".
Что касается Москвы, то она, по мнению политолога Александра Рара, из сложившейся ситуации непременно извлечет пользу. "Любые санкции против Минска будут толкать ее экономику в объятия России, - говорит эксперт. - После каждого решения о новых санкциях в отношении Беларуси в России будут на радостях распивать шампанское". В российском правительстве, как писал недавно "Коммерсантъ", рассчитывают на то, что белорусские власти, уже уступившие России "Белтрансгаз", проявят сговорчивость и в отношении других своих активов: "Беларуськалия", молочных заводов и НПЗ.
Михаил Тищенко