Америка выбрала Трампа: о чем говорит реакция рынков?
Владимир Ларионов, директор филиала БКС Премьер в Астрахани
Итак, следующим президентом США станет республиканец Дональд Трамп. Он набрал более 280 голосов выборщиков при необходимых для победы 270. Какие выводы можно сделать о краткосрочных и среднесрочных экономических последствиях этого события?
Эксперты наперебой называют такой исход неожиданным, обескураживающим, очередным «черным лебедем», однако в действительности реализация такого сценария была высокой. Проценты поддержки населением кандидатов накануне голосования указывали на то, что кандидат от республиканцев отнюдь не безоговорочный аутсайдер.
Этот фактор – основной в оценке краткосрочной реакции рынков и активов на предварительные результаты выборов. На наш взгляд, победа Трампа частично уже была заложена в котировках, поэтому эмоциональный гэп продлился всего несколько часов. Вопреки прогнозам, первоначальную реакцию на победу Трампа очень сложно назвать обвалом, однако среднесрочные перспективы пока туманны.
Как и предполагалось, по мере наступления ясности с результатами мировые рынки вдались в эмоции. На открытии фьючерс на S&P 500 ушел в красную зону примерно на 5%, но к настоящему моменту отыграл все потери. Стоимость барреля нефти Brent провалилась в моменте к $44,8, однако к 13:00 среды вернулась к $46.
Российский рынок акций также предсказуемо стартовал в красной зоне. На открытии торгов Московской биржи в среду ММВБ снизился на 1,44% до 1939,66 пункта, долларовый индекс РТС опустился на 1,5% до 958,33 пункта. Но уже к полудню картина развернулась, оба индекса сначала отыграли утренние потери, а потом пошли в рост на 1,5-1,7%. Таким образом, вместо базового умеренно негативного сценария с откатом ММВБ к 1925-1930 пунктам мы наблюдаем рост до 2000 пунктов.
Для российского рынка акций потенциальный негатив победы Трампа мог заключаться лишь в общем бегстве инвесторов от риска и, в частности, с развивающихся рынков. Однако этот эффект, как и в истории с Brexit, очевидно, оказался краткосрочным и неочевидным.
Тем временем, на валютном рынке доллар ослабевает из-за роста неопределенности для американской экономики. Дело в том, что теперь инвесторы закладывают возможность отсрочки монетарного ужесточения ФРС в декабре. Именно поэтому, несмотря на локальное снижение нефти, рубль в среду выглядит молодцом, закрепившись чуть ниже 64. В ближайшее время очень мало шансов на то, что пара доллар-рубль пробьет мощное горизонтальное сопротивление на 65.
Тем не менее, среднесрочные перспективы рубля несколько туманны и по-прежнему зависят от двух «неизвестных» – динамики цен на нефть и политики ФРС. Первый фактор прояснится в конце ноября, когда состоится заседание ОПЕК в Вене, на котором нефтедобывающие страны должны принять соглашение о заморозке добычи. На наш взгляд, после ощутимого снижения цен на «черное золото», которое наблюдалось в последнее время, вероятность достижения окончательных договоренностей существенно выросла.
Что касается политики ФРС, то здесь, опять же, возможность незначительного роста ставки уже может быть заложена в цены, хотя отдельные заявления и новостные поводы, связанные с этой темой, в оставшееся до заседания время могут вызывать приступы волатильности на валютном рынке.
По нашим расчетам, к концу года пара доллар-рубль может оказаться примерно на текущих уровнях.
***
История, пожалуй, самых ярких и широко обсуждаемых президентских выборов в США завершена. С одной стороны, их победитель Дональд Трамп эксцентричен и воспринимается инвесторами как непредсказуемый человек, который выступает за серьезный протекционизм, критикует сверхмягкую политику ФРС, указывая на пузыри на рынках актива.
Возможно, с приходом в Овальный кабинет он начнет ломать текущую парадигму, провоцируя рост процентных ставок, падение стоимости облигаций и акций. С другой стороны, через некий болезненный шок американская экономика, как и мировая в целом, может перейти к какому-то новому этапу развития.