За 2015 год рынок могут покинуть до 80 страховых компаний

07.07.2015 16:13 Новости компаний

Начиная с декабря прошлого года, ЦБ РФ отозвал или приостановил лицензии у более 40 страховых компаний. Означает ли это, что страховой рынок нуждается в дальнейшем ужесточении контроля? Поговорим с Владимиром Ларионовым, директором филиала БКС Премьер в Астрахани.

- Владимир, продолжится ли, на ваш взгляд, дальнейшее "оздоровление" рынка страхования? И, если да, к чему это приведет?

- На наш взгляд, действия Центробанка по оздоровлению страхового рынка, в целом, оправданы. Они ведут к уходу с рынка недобросовестных игроков, которые не исполняют предписания регулятора надлежащим образом, в частности, не соблюдают требования к финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, порядка и условий инвестирования собственных средств и средств страховых резервов.

Важно понимать, что в условиях ухудшения экономической ситуации ухудшается ситуация и в страховании, поэтому усиление контроля именно в этот момент особенно актуально. Наличие большого числа "слабых звеньев" чревато системным кризисом в отрасли, поэтому такие звенья необходимо вовремя выявлять и устранять. Учитывая затяжной характер финансово-экономического кризиса в стране, я предполагаю, что дальнейшее оздоровление рынка продолжится. По нашим оценкам, за 2015 год рынок могут покинуть до 80 страховых компаний, в зоне риска в основном страховщики, которые находятся во второй сотне и ниже.

- Отмечаете ли вы усиление доли крупнейших компаний, и в чем это выражается? Выигрывает ли от этого клиент?

- Любое закручивание гаек – это палка о двух концах. Во-первых, уход с рынка мелких и средних игроков будет значить перераспределение клиентов в более крупные организации. Снижение конкуренции предполагает снижение борьбы за клиента, то есть компании будут меньше заинтересованы в разработке более совершенных и выгодных для потребителей тарифов, продуктов и услуг. Во-вторых, если страховые компании будут уходить с рынка слишком часто, это может вызвать кризис доверия у населения, при том, что культура страхования в России и так пока оставляет желать лучшего. В-третьих, средства многих клиентов могут попасть под удар, ведь в страховании нет структуры, подобной Агентству по страхованию вкладов, хотя в развитых странах такая практика существует. Если же рассматривать возможность создания такой структуры, то надо понимать, что за гарантии сохранности средств, придется платить самим потребителям – страховые продукты неизбежно подорожают.

Для решения этих и других насущных проблем, без решения которых невозможно построить цивилизованный страховой рынок, необходимы дальнейшие совместные усилия государства, профессионального сообщества и бизнеса.