Не нужно нам “скотинящей” работы! Как облегчить труд на земле

12.11.2013 14:47 Новости

Замечательный подарок дачникам-огородникам преподнесли Юлия и Сергей Аверьяновы, пригласив на свой семинар в “Клуб Органического Земледелия” математика, агронома-практика, писателя и просто замечательного человека – Бориса Андреевича Бублика!

 

Я была уже знакома с его книгой “Меланжевый огород”, поэтому представляла, о чём будет говорить на встрече с читателями-огородниками Борис Андреевич, но встреча превзошла все мои ожидания. Три часа (!) без перерыва он держал аудиторию зала, многие присутствующие конспектировали его выступление. Вот несколько основных идей, которые он проповедует:

1. Отказ от глубокой перекопки почвы.

2. Обилие разлагающейся органики (мульчи) в верхнем слое почвы.

3. Отказ от минеральных удобрений и химических средств защиты растений.

4. Интенсивная посадка (не должно быть голой земли) растений.

5. Отказ от тяжкого труда на земле.

Именно с тяжкого труда огородника и начал своё выступление Борис Андреевич Бублик: “Хватит скотинящего труда, совсем необязательно вкалывать! – далее он подробно, три часа подряд (вообще-то побольше, так как после семинара его обступили огородники, и он не вышел из зала, пока не ответил персонально каждому) рассказывал, как облегчить труд на земле. – Вот, например, самая трудная работа – перекопка. А копать – совершенно не надо (здесь и далее я кратко пересказываю его речь, поэтому ни в коем случае прошу не думать, что это мои слова), семена при посадке прекрасно прорастут и в твёрдой (не вскопанной), стоящей в пожухлых прошлогодних растениях почве. Вот, например, вы хотите посадить семена или даже рассаду овощей. Берём палку, тычем ею в землю, делая нужной величины углубления, кладём в ямку семечко или вставляем росток рассады. Присутствующая прошлогодняя ботва – прекрасная мульча для посаженных культур! Мульча уменьшает испарение влаги. А сокращение поливов, помимо экономии воды и труда, снижает вероятность грибковых заболеваний. Нужно также иметь в виду, что регулярный обильный полив чреват засолением почвы. Щедро рассыпая по полю селитру или суперфосфат, мы на самом деле сначала вредим почве, угнетая насыщенными растворами минеральных солей всю почвообразующую фауну, потом загрязняем этими растворами грунтовые воды. Что же касается навоза, то масса заносимых с ним в огород семян сорняков подчас невообразима. К тому же сырой навоз часто запахивается и, разлагаясь, травит растения метаном, аммиаком и кислотами. А теперь как на удобрение посмотрим на компост. Компост – это тот же перегной, только полученный в процессе разложения любых органических отходов. Почвенные микроорганизмы и более широкая почвенная фауна перерабатывают останки умерших растений и животных и переводят их в почвоподобную субстанцию – гумус, формирующий ростовую среду для растений. Самое главное достоинство компоста – в нём все элементы содержатся примерно в идеальных для роста растений соотношениях. Потому что компост получен из органики, то есть из растений. Если же мы внесём в почву какое-нибудь удобрение, то как узнать, что растениям сейчас нужны именно они? Не так-то просто внести то, что им нужно.

Боюсь показаться странным, но всё же скажу доброе слово о сорняках. Попробуем увидеть в сорняках не конкурентов культурных растений, готовых отнять у них свет, корм и воду, а растения, чьи достоинства ещё полностью не раскрыты. Первое – они, как правило, имеют мощный стержневой корень, проникающий в глубокие слои. Разбивая твёрдую почву, они облегчают работу корней культурных растений, позволяя им глубже, чем обычно, находить питательные вещества. Второе – в небольших количествах сорняки обеспечивают притенение почвы и буквально спасают саженцы культурных растений от солнца. Третье – проникая в глубокие слои, сорняки выносят на поверхность недоступные культурным растениям минералы и накапливают их в стеблях и листьях. Биомасса сорняков обычно богаче, чем культурных растений. И если эти “склады” не жечь, а вернуть в почву (напрямую или через компост), то она существенно обогатится многими элементами”.

“Я никогда не курил, пью мало, ем всё, что нравится”

После выступления я подошла к Борису Андреевичу Бублику и задала несколько вопросов на личную тему.

– Борис Андреевич, поделитесь с читателями “КК”, как вам, в ваши 82 года, удаётся быть в такой отличной форме?– Я никогда не курил, пью мало, ем всё, что нравится, никаких ограничений в еде не делаю. Наверное, то, что я больше времени про вожу на свежем воздухе, наблюдая за растениями, а не за чтением книг Дарьи Донцовой и телевизором, сыграло свою роль. По жизни я – оптимист, люблю жизнь, люблю молоденьких женщин (смеётся). Хотя жизнь была несладкой, никогда не унывал и не опускал руки.

Когда в Харькове, где я в институте преподавал математику, стали плохо платить, вышел на пенсию и занялся органическим земледелием.

– Значит, растениеводством вы занялись только в зрелом возрасте?

– Всё начинается с детства. Моих родителей в 30-х годах сослали в Сибирь, в небольшой посёлок (сейчас это город Лесосибирск).

– За что?

– Надо было сдать всю пшеницу, а родители во дворе закопали зерно, чтобы было чем весной засевать огород. Красноармеец весь двор протыкал щупом и нашёл его. Самое удивительное, что когда мы уже в послевоенное время вернулись на Украину, то мои родители устроились работать в школу, где директором был тот самый красноармеец. В то время он сильно заболел, пообещал родителям, что поможет отстроить дом, что он будет лучше того, что отняли у нас, но обещание исполнить не успел, так как умер на операционном столе. А мы, когда попали в Сибирь, сразу развели большой огород. Да так успешно! Помню, мне было 13 лет, а я был такой же комплекции, что и учительница, мы голода не знали, так много выращивали овощей.

– Ну вот, может, это даже к лучшему, что красноармеец нашёл зерно, ведь в Великую Отечественную войну на территории Украины шли ожесточённые бои, как знать, может ваша семья пострадала бы ещё больше.

– Да, как говорится: “Что ни делается – всё к лучшему!”