На полигоне «Ашулук» под Астраханью солдаты-срочники снова взрывают боеприпасы

04.09.2013 04:50 Новости

04.09.2013 08:50

Уполномоченного по правам человека просят вмешаться

 

Вчера, 3 сентября, астраханский комитет солдатских матерей обратился к уполномоченному по правам человека России с просьбой предотвратить гибель солдат-срочников на полигоне «Ашулук». Комитет готовит доклад, в котором пойдет речь о том, что на полигоне снова созданы ужасные условия, к работе привлекаются призывники, а минобороны экономит на специалистах.

 

АСТРАХАНЬ-НОВОСТИ-ОБЩЕСТВО-АШУЛУК

 

«Необоснованный риск и гибель людей»

Поводом для обращения стала поездка на полигон 30 августа, через две недели после гибели под Ашулуком двух солдат-срочников, участвовавших в ликвидации боеприпасов. В письме на имя омбудсмена Владимира Лукина эксперт астраханского комитета солдатских матерей Анатолий Салин рассказывает: фактически на «Ашулуке» повторяется то же самое, что было раньше, когда здесь уничтожались излишки боеприпасов со всей страны. «Ситуация практически ничем не отличалась. Ужасные условия, необоснованный риск и гибель людей», - уверяет Анатолий Салин.

Вместе с ним на полигоне летали астраханский уполномоченный по правам человека Андрей Спицын, военный прокурор Каспийской флотилии Константин Чуприн и депутат Госдумы Леонид Огуль. Омбудсмен намерен вместе с «Комитетом солдатских матерей» подготовить подробный доклад о состоянии дел на злополучном полигоне.

 

Срочники-миноискатели

Сейчас на полигоне сбором и подрывом старых боеприпасов занимается сводный батальон Западного военного округа – 140 солдат-срочников.

В полевом лагере части, говорится в письме омбудсмену, замкомандира бригады Александр Сабитов «всячески препятствовал общению с военнослужащими, не давал записать разговоры военнослужащих о жизни на полигоне, ссылаясь на военную тайну».

«Мы не требовали раскрытия военной тайны, не вмешивались в работу следствия, мы пытались разобраться и понять, почему вновь гибнут люди? – недоумевает эксперт комитета. - Почему опасными работами с риском для жизни опять занимаются не имеющие соответствующей специализации по утилизации, без лицензии солдаты-срочники?»

В обращении к уполномоченному утверждается, что замкомбригады объяснил, дословно: «Нам из Западного военного округа приказали, вот мы в составе сводного батальона и приехали, а что тут солдаты-срочники, так об этом в ЗВО все знают!»

 

Ненастоящий Ашулук

Владимиру Лукину приводят целый перечень задокументированных нарушений:

1. Солдаты одеты в том числе в сапоги - при температуре +35 градусов;

2. В солдатском туалете отсутствует крыша (в отличие от офицерского), нет бака с водой для мытья рук;

3. Пищу раздают в котелки, посуда отсутствует;

4. Со ссылкой на секретность отсутствует выездная торговля, в то время как гражданские машины спокойно проникают даже на места подрыва боеприпасов;

5. Информация о том, что солдаты могут обращаться в военную прокуратуру Каспийской флотилии и местные правозащитные организации, отсутствует;

6. Среди солдат есть призванные с тяжелыми болезнями, с тяжелым семейным положением, имеющие одиноких родителей инвалидов;

7. Военные документы у военнослужащих изъяты. С их слов, согласно записям в военных билетах, солдаты находятся не в Ашулуке, а в городе Нахабино Московской области, отметок о прохождении службы в сложных условиях, с риском для жизни и положенных денежных надбавок - у солдат не будет.

 

Сэкономили на специалистах

Когда боеприпасы находят гражданские лица, на место выезжают специалисты, спецподразделения МЧС или ФСБ, - приводят пример авторы обращения. «А у нас солдаты-срочники могут всё! По сути, работы по утилизации, проводимые в 2011-2012 годах, и работы по очистке и уничтожению оставшихся боеприпасов в 2013 не намного отличаются, - утверждается в документе. - Факты нарушений замалчиваются, правдивая информация до родственников и правозащитных организаций не доводится».

В соответствии с постановлением правительства РФ № 925 от 14.09.2012 для работ по утилизации боеприпасов методом подрыва следует специально обученных специалистов с лицензией. «Им придется платить надбавки за особый режим работы, - но это сохранит жизнь 18-ти летних мальчишек», - утверждает Анатолий Салин.

 

Все началось с металлолома

Военные появились под Ашулуком после того, как в районе полигона на брошенных боеприпасах погибло несколько мирных граждан. В основном – сборщиков металлолома. Сбор военного лома превратился в настоящий бизнес.

В письме на имя Владимира Лукина говорится, что проверяющие с вертолета заметили два гражданских УАЗа, спокойно передвигающихся по территории полигона.

По факту гибели двух призывников из Тулы и из города Решетова 1994 и 1992 года рождения возбуждено уголовное дело, расследованием занимается военный следственный отдел по Каспийской флотилии.

 

В тему:

В Ашулуке погибли двое срочников

Астраханец погиб от взрыва снаряда, собирая металлом возле полигона «Ашулук»

Астраханцы и узбеки пытались вывезти с полигона «Ашулук» два грузовика военного металлолома

За смертоносный металлолом под «Ашулуком» ответят военные