Непенная вечеринка. Астраханцы стали реже покупать пиво
Астраханские продавцы самого популярного алкогольного напитка в панике: продажи пива в разгар сезона стали внезапно резко сокращаться. Производство тоже падает. Одни продавцы связывают все это с крутой антиалкогольной политикой государства, другие – с пессимистическими покупательскими настроениями граждан.
Пивной крах
Росстат объявил: за первые шесть месяцев этого года объем производства пива снизился на 8,7%, а в одном только июле – почти на 10 %. Пивовары объясняют это ужесточением госрегулирования. До 2008 года продавцы пенного напитка чувствовали себя на рынке вольготно – не нужно было иметь лицензию для торговли, налоги были низкими, не существовало ограничений на маркетинг. Пиво стоило дешевле, чем газировка. Сейчас же прекращена продажа пива ночью, в маленьких киосках и ларьках, наложено табу на пивную рекламу, определены “трезвые” дни, когда алкоголем нельзя торговать вообще.
Следствие – резкое замедление пивных продаж.
Например, у датской пивной компании “Carlsberg”, чья продукция занимает около 39% российского рынка (например, под брендом “Балтика”), чистая прибыль в России упала на 38%. В ближайшие месяцы ожидается снижения еще на 7%. В компании это объясняют мировым кризисом, скудными урожаями и главное – резким повышением акцизов. Если в 2009 году правительство получало всего 3 рубля с одного литра пива, то в 2013 году эта цифра увеличилась до 15 рублей. В итоге розничные цены на пиво в стране выросли на 10%.
Водка вместо пива
Алкогольный рынок в Астраханской области сильно “просел”, подтверждают в одной из крупнейших местных оптово-розничных компаний “Чистый ручей”. “Причем очень резко. Примерно на 20% по сравнению с прошлым годом. Прежде всего это следствие ужесточения антиалкогольного законодательства на местах, в регионе, – уверяет источник в компании. – Думается, что сейчас пропорции потребления алкоголя больше будут склоняться к крепким напиткам, чем к пиву”.
Это факт уже подтверждает официальная статистика.
“За первое полугодие этого года реализация пива снизилась на 3,2%, – сообщают в Астраханьстате. – В то время как продажи водки и ликероводочных изделий увеличились больше чем на пять процентов”.
Наливают за каждым углом
Между тем в астраханских магазинах разливного пива уверяют, что пока не ощущают общероссийского пивного кризиса, и покупатели идут именно к ним, предпочитая розлив “порошковому бутылочному”.
– Где-то заводы закрываются, а где-то открываются новые, – констатирует владелец магазина “Пивмаг” Олег Астахов. – Проблем с поставщиками мы пока не испытываем.
Владелец пивного магазина признается, что выручка с каждым годом падает. Но главная причина – усиливающаяся с конкуренция. Точки продажи разливного пива растут, как на дрожжах. Сейчас они есть практически в каждом квартале Астрахани.
Если верить справочной системе “2GIS”, сейчас в городе действуют больше тридцати магазинов разливного пива. На самом деле их около сотни, говорят предприниматели. В то время как, например, в Ростове-на-Дону таких магазинов всего одиннадцать.
– Также очень “тормозят” бизнес инициативы властей, – уверяет Олег Астахов. – Например, сейчас нужно сдавать ежеквартальный отчет по продажам пива. Раньше такого не было. Такое ощущение, что политика государства такова, чтобы всю продажу пива перевести в супермаркеты. И закрыть локальные точки реализации.
Попали в струю
Единственным местом, у которого нет проблем с продажами пива, стали “точки общепита”. Главная причина – законодатели серьезно ограничили именно розничную продажу, но не продажу пива в ресторанах, кафе, барах. Продажи слабоградусного напитка в закрытых развлекательных заведениях Астрахани, например, даже увеличились.
– В среднем продажа пива у нас выросла на 20% по сравнению с прошлым годом, – рассказали в одном из самых крупных ночных клубов города. – Впрочем, как и более крепких спиртных напитков.
Одна из причин – запрет на продажу алкоголя после десяти вечера. “Все кто хочет выпить позже – наши клиенты”, - довольно потирают руки в ночном клубе.
Справка “АВ”.
За первые шесть месяцев года астраханцы выпили 4073,8 тысяч декалитров пива (96% от первого полугодия 2012-го). Для сравнения: водки за полгода куплено 467 тысяч декалитров, шампанского – 46 тысяч декалитров.