Берега астраханских каналов не простоят до 460-летия города и скоро обрушатся
18.07.2013 08:33
Уверяют эксперты
Набережные реки Кутум и канала 1-го Мая начали разрушаться. Это видно невооруженным глазом, об этом в редакцию сообщают читатели. Берегоукрепления, которые сдали в 2009 году, не простоят и до 460-летнего юбилея Астрахани, уверяют эксперты. Организация, контролировавшая ход строительных работ, уверяет, что все было сделано качественно.
АСТРАХАНЬ-НОВОСТИ-ОБЩЕСТВО-ГОРОДСКИЕ КАНАЛЫ
Красота не вечна
Берега астраханских каналов укрепляли к 450-летнему юбилею города, работы стали частью большой сметы на 9,3 млрд рублей, большую часть которой выделил федеральный бюджет. К Дню города в октябре 2008-го успели сдать только часть, укрыв береговые спуски дерном.
Окончательно подрядчики закончили работы на каналах в 2009 году. Постепенно зеленая трава засохла из-за отсутствия полива. На то, чтобы посадить деревья, бюджетных денег уже не хватило.
Бетонные сооружения быстро стали разрушаться. Облицовка повсеместно отваливается. Местами рабочие заново устанавливают отвалившиеся камни.
«Появляются вопросы к деформационным швам самой стенки берегоукрепления. А ведь от качества шва напрямую зависит долговечность сооружения», - возмущается житель набережной 1-го Мая, бывший инженер-гидротехник, пенсионер Леонид Жженов.
Невооруженным глазом видно, что местами вместо стройматериалов в деформационных швах вставлена фанера (видимо, остатки от опалубки), а кое-где через шов можно смотреть насквозь. По словам бывалого гидротехника, для качественного шва требуется его уплотнение, сначала подготовка изолируемой поверхности, далее наклейка асфальтовых матов и затем устройство уплотнения из досок или брусьев, пропитанных битумом.
«Сооружение нежизнеспособно»
Официальные эксперты подтверждают опасения неофициальных. По словам главы ООО «ПСО «Гидротехника»» Анатолия Москвина, срок надежности берегоукреплений должен составлять 50 лет. «Но то, что построили у нас, не простоит и десяти лет, так как это халтура», - резко заявляет глава «Гидротехники». По его словам, до начала юбилейных строек специалисты долго обсуждали, что делать с городскими водотоками. Но специалистов никто не услышал.
«Очень печально, что в итоге реконструкция прошла так, как прошла. Нарушены инженерные требования, - уверяет Анатолий Москвин. - Вместо того чтобы служить естественным дренажем и снижать уровень грунтовых вод, городские каналы их подпитывают. Каналы нуждаются в дноуглублении, но при том, как сегодня возведены берегоукрепления, эти работы провести невозможно. Данное сооружение с позиции гидротехники нежизнеспособно».
Между тем в организации, которая должна была заниматься надзором за берегоукреплением, уверяют, что работы были выполнены качественно. А то, что набережная так быстро начала рушиться, – это головная боль города, говорит директор ЗАО «ДАР/ВОДГЕО» Оксана Максимова. «Авторский надзор осуществлялся нами в рамках строительства. За все, что происходит сейчас, мы не несем ответственности», - заявила директор.
5 июня компания добилась через арбитражный суд выплаты себе недополученных бюджетных 4,1 млн рублей – «за осуществление авторского надзора по объектам: берегоукрепление реки Кутум, канала 1 Мая, Приволжского Затона».
Куда-то дели 3 миллиарда
Накануне юбилея контрольно-бюджетная палата Госдумы Астраханской области и Росфиннадзор констатировали, что благодаря выделенным на 450-летие деньгам «многие строительные сметы были завышены на сотни миллионов рублей».
В начале 2009 года следственный комитет начал проверку нарушений, допущенных на юбилейных объектах. Были опрошены губернатор и другие крупные чиновники. Следователи выясняли причину увеличения сметы на очистку и реконструкцию каналов. В 2007 году московская компания «Инжтрансстрой», выигравшая тендер на «инженерную защиту Астрахани от подтопления», попросила облправительство увеличить расходы. В итоге сумма была увеличена с 600 млн до 2,7 млрд рублей, при этом из проекта выпало строительство одной насосной станции. При этом сроки московская компания сорвала, а очистку каналов практически не производила. В марте 2009 года рабочие субподрядных организаций даже устроили забастовку – им вовремя не платили зарплату.
По итогам своей проверки следственный комитет возбудил уголовное дело о хищении на реконструкции каналов и других юбилейных объектах 3 млрд рублей. По этому делу в федеральный розыск была объявлена ио руководителя муниципальной «Дирекции по капитальному строительству» Ирина Смирнова.