Глубоко сижу - далеко гляжу
28.03.2013 13:44
Астраханские водолазы отвечают за безопасность экипажей пограничных кораблей
- Отпусти фалик, - советовал страхующий водолаз Ринат Баткаев своему напарнику,- Фалик отпусти…
Еще несколько секунд - и водолаз-мичман Аслан Беспмалиев погружается в специальном снаряжении под воду. Впереди у него долгая работа по исследованию днища пограничного корабля, проверки винтов на наличие намотанных снастей.
Проверка проходит в отряде пограничных сторожевых кораблей, в городе Астрахань, на берегу Волги.
Всем тем, чья служба в пограничных рядах проходит под тоннами воды, посвящается…
«Боцман, вот бы нам водолазов своих иметь!»
Начиная свой репортаж о водолазной службе Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области, мне хотелось бы на символической машине времени вернуться в начало 90-х годов, когда в Астрахань из Баку была передислоцирована пограничная морская бригада. Забегая немного вперед скажу, что это были, наверное, одни из самых тяжелых дней для пограничников. Еще бы, ведь до ноября 1992 года в Астраханской области из местных жителей мало кто знал о пограничниках и их службе. А тут появляется целая бригада, корабли, катера, автомобильный парк и многое-многое другое. Проблемы с поставкой воды, обеспечением электроснабжений, нехваткой мест для жилья военнослужащим, множество бытовых проблем, и т.д. и т.п.
Так уж получилось, но мне посчастливилось после учебки проходить срочную службу в то самое нелегкое время на пограничном сторожевом катере, или, как его ласково называли все пограничники, «буксиреныш». Командовал катером в то время миман Хордыков Владимир Борисович.
Свой первый выход помню до сих пор. Идем по каналу, еще чуть-чуть и седовласый Каспий откроет свои врата нашему пограничному кораблю. И вот уже наш «буксиреныш» бороздит просторы Каспийского моря. Радиометрист замечает судно. Еще некоторое время и осмотровая группа уже сходит на борт гражданского сухогруза, следовавшего из Казахстана. Осмотрели. Все в порядке. Возвращаемся на базу.
Как только наш катер пришвартовался к пирсу, электрики подключают силовой кабель, мотористы - шланги для наполнения баков питьевой водой. Ведь никто не знает, когда снова выход в море. Поэтому боевая готовность корабля всегда значилась под номером 1.
В один из таких дней наш командир Владимир Борисович как-то обратился к боцману: «Боцман, а как бы было хорошо иметь в бригаде свою водолазную службу. Ты только представь, сколько гадостей мы наматываем на свой винт, а в каком состоянии у нас днище, ты знаешь? Вот и я не знаю…»
Двадцать лет спустя
Двадцать лет спустя судьба снова приготовила мне встречу с морскими пограничниками в Астрахани. И я уже не тот 18-летний моторист Мухтаров, да и отряд уже совсем не тот, что остался в моей памяти…
Глазам своим поверить не мог. Современный и «упакованный» по всем параметрам безопасности центр водолазной службы – это выражаясь коротко. Прекрасно понимая всю секретность и необходимость соблюдения журналистской этики, я не буду расписывать в детальных подробностях все, что увидел. Поведаю лишь о самой службе…
Не всем дано быть водолазами
Приблизительно так высказался командир водолазной службы Анатолий Афанасьев. «Каждый думает, что стать водолазом проще простого, - рассказывает Анатолий. – Однако, прежде чем стать настоящим водолазом, необходимо пройти испытания хотя бы вот в этой барокамере». Глаза Анатолия засветились, видя, как мы, рядовые журналисты, широко раскрыли свои рты от удивления. «Есть желающие, - шутя спросил Анатолий. – Успокойтесь, я пошутил».
Далее было, собственно, знакомство с водолазной службой. «Скажите, а сколько одновременно водолазов спускаются под воду, - обратился журналист местной телекомпании Алексей Шутов. – Смогут ли одновременно работать три или четыре водолаза?» На все эти и другие вопросы мы получили вполне внятные ответы.
Без замечаний
- Товарищ капитан 3 ранга, корабль осмотрен, замечаний не выявлено!
На самом деле не все так просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы один водолаз спустился под воду, работает команда из 4 человек: н ачальник водолазной службы, командир водолазной службы, страхующий водолаз и основной водолаз. Вот такая схема и система работы. На время пребывания водолаза под водой ни на долю секунды не отвлекается ни один член команды. По правилу, каждые пять минут страхующий водолаз связывается через фалик с основным. Подергивания фалика с обоих сторон водолазами означает нормальное состояние и нормальную работу основного водолаза.
Журналисты пристально вглядывались в мутную воду мартовской Волги, наивно веря, что смогут увидеть водолаза. Прошло около сорока минут, и водолаз Аслан Бисемалиев показывается из глубины. Еще несколько секунд и он уже докладывает о результатах исследования днища и винтов корабля. Судя по его докладу, корабль готов выйти в море на несение службы.
Пожелав удачи пограничникам в их нелегкой службе и поблагодарив за интересные рассказы, журналисты сошли с корабля. Мы шли до самого КПП и разговаривали, разумеется, о водолазной службе. Каждый из нас хотел бы попробовать себя в роли водолаза, но, честно говоря, сразу же приходили на ум слова Анатолия Афанасьева – «не каждому дано быть водолазом». Работа избранных.
АСТРАХАНЬ-ПОГРАНИЧНИКИ-ВОДОЛАЗЫ