Круиз - до Волгограда
03.08.2012 15:09
Путешествия по Волге всё короче
Наша Волга наряду с Нилом и Амазонкой относится к тем всемирно известным рекам, путешествие по которым стало престижным едва ли не на следующий день после появления в 19 веке пассажирских судов. И хотя в волжских круизах по-прежнему продолжают участвовать не только сибиряки и украинцы, но и немцы с французами, однако век 21 вводит другую моду, год от года сокращая такие путешествия.
Дороговато!
Организаторы экскурсий для туристов теплоходных маршрутов в Астрахани говорят, что в этом году для круизников стало проводиться втрое меньше экскурсий. Почему? Люди стали меньше путешествовать. Многие теплоходы не доплывают до Астрахани, завершая круиз в Волгограде или Саратове. Одна из основных причин - дороговизна круизов. Даже если взять стоимость пребывания на борту среднего теплохода в средней каюте где-нибудь на основной палубе, то в сутки это обойдется одному туристу тысячи в три. В более комфортабельных люксах раза в два больше. А есть еще и более комфортабельные суда. При том за 6-7 тысяч рублей российский турист вполне может позволить себе недельку пребывания на черноморском берегу. Мечтает ли он при этом о круизе? Не исключено. Но поскольку мечты его разбиваются вдребезги о суровую финансовую действительность, он порой предпочитает и не признаваться в них.
Почему так дорого? Круиз - вообще удовольствие не из самых дешевых. Турист ведь находится в пути все 24 часа в сутки. Кроме того, в турфирмах сетуют на то, что все абсолютно услуги дорожают ежегодно. Только стоимость зеленых стоянок за год выросла вдвое. По ощущениям покупателей, стоимость круизов за год возросла на 20-30%.
Чем плоха Астрахань?
Организаторы круизов стараются что-то предпринять. Во-первых, сократить маршруты, уменьшив количество суток в круизах. Это делает дешевле путевку для туриста. Но и для турфирмы так выгоднее – быстрее окупаются рейсы. Так, можно отправиться до Ярославля, Чебоксар, а не до Москвы, до Чайковского, а не до Перми. Это для наших, «низовых», туристов. И все более становится популярна тенденция для «верховых» – до Волгограда, а не до Астрахани.
Специалисты порой называют наш регион «большим карманом», доплывать до которого в последнее время становится не очень-то интересно: нормальных пляжей в городе нет, отдохнуть негде. А цены на помидоры, арбузы и рыбу такие же, как и повсюду. Жалуются туристы в последние годы и на качество астраханских помидоров. И еще один маленький штрих: когда туристы выходят с теплоходов на обновленную (кто бы спорил?) набережную Волги, то сразу оказываются под палящими лучами солнца. Нет ни деревьев, ни каких-либо навесов. До ближайшей тени или автобуса минут пять ходьбы. И после экскурсии, если она не автобусная, им приходится добираться на своих двоих от ближайшей остановки опять же по солнышку. Негостеприимно это как-то.
Определенную привлекательность придавала нашей области стоянка в Никольском. На пристани располагался рынок с овощами и рыбой по вполне сносным ценам, приятно отличающимся от цен на астраханских рынках. Но в последние несколько лет дебаркадер находится в нерабочем состоянии. Знающие туристы с тоской во взгляде проплывают мимо Никольского.
Если очень хочется
Можно попытаться уменьшить цену путевки. Стоимость проезда из нее не исключишь. Кстати, это самая дорогая составляющая. Значит, надо попытаться поэкспериментировать с экскурсиями – их, кстати, уже несколько лет как не включают в цену путевки. Накануне прибытия в любой город туристам предлагают посещение достопримечательностей с гидом. Набирается обычно одна-две группы, то есть в два-три раза меньше от общего количества путешественников.
Но далеко не все из них экономят таким образом. Пожалуй, стоит раскрыть одну из главных особенностей волжского круиза. Несмотря на ряд причин, казалось бы, делающих это путешествие менее популярным, находятся люди, готовые ездить на теплоходе по Волге ежегодно. В некоторых турфирмах они составляют до 80% клиентов. У автора есть один знакомый, который впервые отправился по Волге в 1951 году. До Москвы еще не было рейсов, лишь до Горького, а Сталинград вообще лежал в руинах. С тех пор ездит почти каждое лето, вызывая удивление друзей: «Чего ты там не видел?!». Впрочем, тем, кто является настоящим фанатом круизов, этого объяснять не надо… Хотя экскурсии таким круизникам точно не нужны.
Что еще можно изменить в условиях проживания на теплоходе? Конечно, питание. Совсем необязательно есть три раза в день. Тем более, что стоимость питания может составлять 1000-1500 рублей в день, что существенно способно облегчить кошелек. В некоторых круизных турфирмах можно выбрать, например, только обед или ужин. Можно брать путевки в некоторых фирмах в рассрочку, есть льготы для тех, кто готовится к летнему путешествию зимой.
В общем, маршрут – короче, питание – ограниченное, экскурсии – долой. Вот они, три кита удешевления круизной стоимости. Которые как бы чуть-чуть превращают туристический теплоход в пассажирский.
В Волгоград или в Москву?
Куда же можно отправиться из Астрахани? Трех, семи, десяти и двенадцатидневные круизы предлагает только астраханская фирма, специализирующаяся на круизах. Теплоход «Тимирязев» ходит в Волгоград, Казань, Нижний и другие города. Иногородняя фирма, имеющая свое представительство в Астрахани, отправляет туристов только в Москву на 18 дней на теплоходах «Афанасий Никитин», «Октябрьская революция», «Иван Кулибин». Многие помнят, что эти теплоходы долгие годы ходили по Волге и как пассажирские, причем в начале 21 века только они-то и были пассажирскими. Пассажирские рейсы были отменены несколько лет назад. Считается, что пассажиры предпочитают скорость. Да и туристических судов становится все меньше. Года два назад все эти теплоходы приходили в Астрахань раз по семь за сезон. Теперь – по пять.
По подсчетам специалистов, года три назад ежемесячно в Астрахань прибывало теплоходов по сорок. В июле этого года в Астрахань заходило вдвое меньше судов. Может, чуть больше будет в августе. Кроме нижегородских, приходят к нам московские, пермские. А вот казанских не стало.
Не исключено, что навигация станет убыточной для организаторов круизов. Последствия прошлогоднего кораблекрушения «Булгарии», конечно, продолжают довлеть над отечественным круизным миром до сих пор. Проверки всех служб стали более частыми и обстоятельными и в своих портах, и в портах, куда заходят теплоходы. Скрупулезнее всего проверяют круизные теплоходы, запрашивая огромное количество документов, в Казани. И это понятно: обжегшись на молоке, будешь дуть на воду…
Кстати
В настоящее время несколько макетов волжских судов представлены на выставке «Астраханское судоходство», недавно открывшейся в музейно-культурном центре «Дом купца Тетюшинова». Именно Григорию Тетюшинову принадлежала в середине 19 века одна из самых крупных верфей города. С нее в 1958 году было спущено на воду огромное 8-пушечное транспортное судно «Калмык» водоизмещением в 1100 т.
Тогда Астрахань поражала современников многообразием судов, бороздящих Волгу. В 1988 году к Астраханскому порту были приписаны 90 паровых и 1152 парусных судна.
В экспозиции есть макет трехпалубного теплохода «Николай Гастелло», который пришел на Волгу полвека назад. Создавались такие суда в Германии. Как бы ни пришлось нам любоваться теплоходами только на выставке.