"Все мы живём в панцире лжи": рецензия на один из самых противоречивых спектаклей
Премьера спектакля "Степной волк" по одноимённому роману Германа Гессе состоялась в Астрадраме 11 февраля. Мне кажется, мы с полным правом можем назвать эту премьеру мировой. Инсценировка книги принадлежит режиссёру спектакля Алексею Матвееву, и никаких других спектаклей по роману, похоже, так и не было поставлено. Хотя в одном из российских театров такие попытки были. Так что ждём в гости театралов из других регионов! Пора развивать театральный туризм!
Отзывов о спектакле в соцсетях немного ( он идёт в театральном подвале), но они характерны. Театральные блогеры пишут:" Скажем так, вещь непростая. Но это Гессе! Надо ставить перед собой высокую планку: читать сложные книги, смотреть сложные фильмы, чтобы развиваться..... А я не читала роман, но смотрела спектакль с большим удовольствием!В нём много удач: прекрасная музыка, великолепные магические зеркала, уникальный текст, каждую реплику хочется запомнить..... Играли все прекрасно. Но надо всё осмыслить... Посмотреть ещё раз. Хорошо бы обсудить с режиссёром, артистами, как обсуждают после спектаклей "Пятую печать"...... А мне показалось, что спектакль очень депрессивен. Сплошной психологизм.... Этот спектакль помогает лучше понять людей. " Степной волк" живёт в каждом из нас.... Согласен, живёт. Но во многих он скорее спит.))
Судя по этим отзывам, у Астрадрамы есть все шансы превратить культовый роман, любимый интеллектуальной молодёжью всех стран, в культовый спектакль. И он, безусловно, станет таковым, если с полной нагрузкой заиграют магические зеркала. Мне очень хотелось, чтобы они вспыхнули, когда речь шла о войне, убийствах ( по сути, Гессе был буревестником фашизма, разглядев его зародыши в своих соотечественниках), или в финале спектакля, который открыт.
Блогеры хвалят всех артистов, но тут же спрашивают, почему нет второго состава? Например, Пабло - это сама любовь, он держит действие, в него влюблены все герои - Гермина, Мария и даже Гарри им любуется... Конечно, его должен играть сверхобаятельный артист с амплуа героя - любовника..
Меня часто спрашивают : о чём этот спектакль? Я отвечаю : конечно, главным образом о любви. Любовь играет святая троица : Гермина, Мария, Пабло , и эта любовь взмывает до небес, воскрешает бессмертных - Моцарта, Гёте. А имя Гермина близко не только к Герману ( Герман Гессе - автор романа), но и к античному богу Гермесу, проводнику душ.
Хорошим проводником по роману стал и режиссёр спектакля Алексей Матвеев. Погружаться в роман сложно, а в спектакле расставлены нужные акценты, облегчающие восприятие. Все мы живём в панцире лжи, но у всех этот панцирь разной толщины. Спектакль помогает его измерить.