Жизнь астраханки изменила фотография, сделанная в начале 1900 года
Мы часто рассказываем об интересных и необычных хобби астраханцев. Сегодня нашей героиней стала Диляра Акмаева, профессиональный костюмер-конструктор. Диляра создает калфаки – головные уборы, которые были частью национальных татарских костюмов.
В память о бабушке…чтя традиции
По собственному признанию Диляры, это увлечение появилось у нее примерно два года назад. «Меня подвигла старая фотография моей бабушки. На снимке, сделанном в начале 1900 года, группа выпускниц медресе (медресе – мусульманская школа и духовная семинария – прим.авт.). И у всех девушек красивые головные уборы – калфаки, - рассказала Диляра Акмаева. – Обратите внимание, на фото они очень похожи на миниатюрные тюбетейки. Только расшиты речным жемчугом и камнями».
Таким образом, в начале XX века калфак был традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность женщины.
В советское время его перестали носить повседневно и стали надевать лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.
Диляра Акмаева считает, что традицию нужно возродить. «Я уверена, наши внуки, молодежь должны знать историю, уважать свои корни. И хотя бы на праздники (свадьбы, чтение молитв) надевать калфаки», - рассуждает астраханка.
Поэтому Диляра начала искать сохранившиеся калфаки в национальных обществах, по сарафанному радио – через друзей и знакомых. Но попытки не увенчались успехом. В национальных обществах есть только калфаки, которые больше напоминают огромную бархатную варежку, надетую на голову. При этом конусообразный конец слегка откинут на бок.
«В память о своей бабушке я решила воссоздать вариант калфака, увиденный на фото», – добавляет мастерица.
От Лотоса до Фаберже
Сегодня в ее коллекции 8 экземпляров. Все они покрыты рисунком из бисера. Каждому калфаку Диляра заботливо дала имя. Есть Лотос, Фаберже, Кролик, Корона для принцессы и т.д. Сколько времени уходит на одну работу – она не считает. «Если уж начала, то не могу остановиться», - уверяет мастерица.
Основой для формы калфака послужили донышки от пластиковых бутылок. В качестве украшений – бисер и сверкающие камни.
Кстати, существует версия, согласно которой калфаки и тюбетейки щедро «посыпали» камнями, «расписывали» золотом и серебром, чтобы Аллах видел блеск, и ему показалось, что это райский сад (в исламе верят: в райском саду после Судного дня будут вечно пребывать праведники).
Сегодня все чаще можно встретить татарских девушек в платках. Однако, по словам Диляры Акмаевой, исторически российские татары не кутались в платки. Это мода пришла из Саудовской Аравии.
Национальный головной убор татар – это именно калфак.
Держа в руках фотографию бабушки, Диляра Акмаева поясняет, что это обрезанный снимок. В кадр не попали некоторые выпускники медресе. Это видно с левой стороны. Женщина просит откликнуться родственников тех, кто запечатлен на второй части фотографии. Ведь, возможно, у кого-то из них в память о предках сохранились те миниатюрные калфаки.