Перемены в Дагестане. Могут отразиться и на Астраханской области

01.02.2013 06:20 Политика

Не исключено, что вскоре отношения нашего региона с Дагестаном станут более тесными. Новый глава республики Рамазан Абдулатипов намерен бороться с внутринациональными конфликтами и развивать торгово-экономические связи с приграничными соседями.

 

 Версия

28 января Владимир Путин подписал три указа – глава Рес­публики Дагестан Магомедсалам Магомедов отправлен в отставку (по собственному желанию) и назначен заместителем руководителя администрации президента России, а временно исполняющим обязанности главы республики назначен Рамазан Абдулатипов.

По мнению некоторых экспертов, главной причиной отставки 48-летнего Магомедсалама Магомедова стало недовольство силовиков деятельностью созданной им комиссии по примирению, занимавшейся возвращением бывших боевиков к мирной жизни. Их легализация раздражала, особенно после убийства духовного лидера традиционного дагестанского ислама Саида Афанди Чиркейского (в августе 2012 года). В последнее время в республике участились резонансные преступления. 12 января неизвестные расстреляли автомобиль заместителя главного редактора республиканского еженедельника “Новое дело”. А несколькими днями позже произошло убийство известного в республике дагестанского журналиста и руководителя местной независимой газеты Хаджимурада Камалова. Другая весомая причина – экономический тупик, в котором оказалась республика.

Особая территория

Дагестан – это единственный субъект РФ не только на Северном Кавказе, но и в целом в России, где нет так называемой титульной нации. В республике проживают несколько десятков коренных народов, численность которых варьируется от нескольких сотен тысяч человек (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины) до нескольких десятков и даже единиц (кубачинцы, кайтагцы). В Конституции Дагестана упомянуты 14 титульных национальностей, самыми многочисленными из которых являются аварцы и даргинцы.

И в советскую, и в постсоветскую эпоху между ними поддерживался негласный кадровый баланс. “Если секретарь обкома партии был аварец, прокурор был кумык, то председатель суда, скажем, лезгин”, – говорит председатель областной общественной организации “Дагестан” Али Шарапудинов.

По мнению федеральных политологов, сейчас даргинцы приобрели слишком большую силу, и это начало вызывать напряженность. Абдулатипов выбран как компромиссная фигура, он не представляет ни один из противоборствующих кланов. Будет ли он избираться или продолжит работу в качестве назначенца Кремля? Сам он выступает за прямые выборы в республике.

А как у нас?

По официальным данным, в Астраханской области проживают около 70 тысяч граждан республики Дагестан (из них 30% – аварцы, 16% – даргинцы и лезгины, 14% – кумыки). В областном УФМС “АВ” сообщили, что в 2012 году в регион въехало и зарегистрировалось на 20% больше дагестанцев, чем в 2011 году.

Что касается дипломатических связей, то, по данным областного министерства международных и внешнеэкономических связей, уже около десяти лет наш регион и республика не подписывали никаких официальных документов. Экономических интересов у астраханского бизнеса там также нет. А вот у нас предприниматели и работники с гражданством республики Дагестан заняты в основном в сфере торговли и строительно-ремонтных работ.

Али Шарапудинов, председатель Астраханской региональной  общественной организации (РОО) “Дагестан” :

– Действительно, за последнее десятилетие республика Дагестан в дипломатическом плане несколько утратила связи с Астраханской областью. Мы ожидали приезда первой официальной делегации (за все это время) в апреле 2013 года – РОО “Дагестан” исполнится 20 лет. Но теперь, в связи со сменой руководства, визит, видимо, придется отложить. Думаю, что с приходом к власти нового лидера отношения между Астраханью и Дагестаном станут теснее. Рамазан Абдулатипов в свое время был министром по делам национальностей, он умеет и знает, как урегулировать межнациональные конфликты – одну из основных причин политической нестабильности в республике. От этого прежде всего страдает народ. В Астрахань приезжает молодежь из Дагестана – учиться, работать, к родственникам. Бывают неприятные моменты. Но примите во внимание, что это дети девяностых годов, которые видели много зла, в душе у них мало света (возвращаясь к внутренним конфликтам Дагестана). Думаю, что вскоре ситуация изменится. Рамазан Абдулатипов – сильный политик с четкой гражданской позицией.