Народ как источник пополнения бюджета: почувствуй себя баррелем нефти

27.09.2020 14:05 Политика

С начала кризиса 2013 года я много раз публиковал материалы о том, что нынешний кризис будет существенно отличаться от предыдущих – он будет затяжным, возможно, с некоторыми паузами, но каждая такая пауза будет заканчиваться новым спадом – как ведущая вниз лестница. Писал о том, что механизм этого кризиса встроен в институты российской экономической модели и источником его является внутренняя и внешняя политика – вся кухня варится внутри России и
нигде больше. Внешние условия только подталкивают нас к очередной ступени падения или, при благоприятном стечении обстоятельств, позволяют задержаться на ступеньку выше. Писал и о том, что все доходы, выпадающие от сжатия углеводородной выручки, наше правительство будет компенсировать за счет  населения и его кошельков. Свежие события дают множество подтверждений данной гипотезы.

Плохой и еще хуже
Кто сказал, что у нас только в августе бывают «критические дни»? Добро
пожаловать в сентябрь 2020-го. За последнюю неделю произошло сразу
несколько заметных событий.

Банк России опубликовал прогноз на ближайшие 3 года – 2021-2023, из четырех сценариев («Базовый», «Дезинфляционный», «Проинфляционный», «Рисковый») впервые нет ни одного «оптимистичного» с расчетом на рост нефтяных цен.

Наилучшим является «Базовый», предполагающий восстановление
потребительского спроса в 2022 году. «Дезинфляционный» сулит более долгую стагнацию, а последние два примерно одинаково неважные с одной разницей – «Рисковый» сулит еще более глубокое падение экономического потенциала, чем «Проинфляционный». Жизнь при любом сценарии не прекратится, но лучше чем сейчас она точно не будет – в этом ценность прогноза ЦБ: едва ли не впервые нам честно советуют затягивать пояса сильно и надолго.

За ЦБ вдогонку Росстат признал, что число бедных в России резко выросло и достигло почти 20 млн. чел. – это те, кто живет в глухой, беспробудной нищете – менее чем на 5 долл. в день, это вполне «африканский» уровень. Чтобы не возвращаться к нашему официальному прожиточному минимуму – посмотрите на входящую в него корзинку, не поленитесь, суммы, заложенные в ней на газ,
отопление, электричество и прочие «удобства», всегда приводили меня в
умиление…

Ценами правит доллар
Вслед за этими «приятными» известиями началось пикирование рубля при относительно стабильных и по нынешним меркам высоких ценах на нефть.

Рублевое пике подпитывалось ускорившимся вывозом капитала, выводом в кэш валютных депозитов, слухами о нарастающем дефиците валютной ликвидности в банковской системе. Впрочем, российскому ЦБ и правительству девальвация рубля всегда выгодна, так как при падении валютной выручки позволяет сохранять бюджетные расходы в рублях на стабильном уровне.

Вообще, девальвация рубля к доллару – это самый, возможно, хитрый способ переложить на кошельки населения все бремя ошибок в управлении экономикой и связанных с ними недоборов в бюджет. Население не понимает связи между курсом доллара и внутренними ценами абсолютно на все, а связь эта предельно проста. Во всех практически товарах народного потребления есть доля импорта, где-то она невелика – 20-30% и ниже, а где-то под 90% и выше. В российских
медикаментах действующее вещество наверняка импортное, в дешевом случае индийское или китайское, но может быть и швейцарским, и, чтобы наши фармфабрики работали, его нужно импортировать за валюту. Зависимость российского сельского хозяйства от западных семян вообще критическая по большинству культур и т.д.

Посмотрите на бытовую технику, электронику, автомобили – что вы увидите на шильдиках, даже если предмет собран в России? Про станки и прочее производственное оборудование, лицензии вообще промолчу. Теперь не будете удивляться подорожанию медикаментов и не только, качеству (снижение качества – это скрытый вид инфляции), например, молочной продукции в магазинах?

Поэтому ответ на вопрос Жванецкого «Когда будет хорошо?», звучит не как у Жванецкого «Уже было», а «Когда доллар будет стоить меньше 30 руб. без всяких деноминаций и прочих манипуляций с цифрами, исключительно за счет укрепления рубля» - тогда и будем, тогда творог «Простоквашино» снова будет стоить 33 рубля как в 2013 году, а не 95 как сейчас.

Вот почему стабильный курс национальной валюты – главнейшая и конкретно социальная (а не абстрактная «макроэкономическая») задача любого правительства.

Обделенный бюджет
Астраханские события дополнили федеральный тренд. Скандал в местных соцсетях вызвало заседание астраханского правительства, на котором наш минфин честно рассказал, что же происходит с нашим консолидированным (областной+муниципальные) бюджетом. Оказывается, в области остаётся менее 25% собираемых на территории налогов, а более 75% уходят в федеральный бюджет.

Честно говоря, возмущение нашей блогосферы, совершенно справедливое и обоснованное, немного удивило – а что, ожидали чего-то иного? Что хоть что-нибудь изменится с 2013 года? Налоговая система России методично и давно перестраивалась в сторону все большей централизации. В регионы затем в виде целевых программ, субвенций, субсидий, бюджетных кредитов небольшие суммы возвращались (не всем и в очень разном объеме, по ковидным деньгам Астраханская область оказалась в числе ущемленных), но субъекты были и этому радешеньки.

Такое перераспределение налогов – тоже способ переложить на кошельки населения недобор средств из-за падения углеводородных доходов. Например, расходы на здравоохранение скидываются на региональные бюджеты, федеральный от них освобождается, но налоги из регионов уходят в центр и региональные бюджеты не могут обеспечить население бесплатной медицинской помощью, так как из-за дефицита средств региональную медицину 20 лет «оптимизируют». Возникают очереди и население вынуждено тратить свои
кровные на платные медицинские услуги, уже отстегнув эти самые кровные бюджету. Подобных примеров можно привести десятки, они на каждом шагу.

Получается, что население дважды платит за одно и то же – сначала отдавая налоги в бюджет на «общественные блага» типа бесплатной медицины и образования, а потом покупая эти же услуги на коммерческом рынке, так как бесплатно и в ожидаемом качестве оно их получить не может.

Самое обидное, что, ограничивая потребительские расходы населения,
российское правительство все глубже загоняет экономику в кризис – упомянутый выше прогноз ЦБ РФ не случайно в основу закладывает именно сроки восстановления потребительского спроса.

Ну как, почувствовали себя в роли барреля нефти? Как вам? Нравится в этой роли, гордитесь ею?..

Автор:

Александр Васильев