Пять кандидатов на шестой срок: в Белоруссии в воскресенье выбирают президента
Осенью прошлого года российские политтехнологи озадачились укреплением символьного капитала российской власти – конечно же, Крым уже давно наш, и в российское общественное мнение пора влить новую дозу победного духа, а для этого нужны новые приобретения. Задачу придумали решить путем намеков на скорую российско-белорусскую интеграцию, возможно, кто-то из «технологов» сам в такую перспективу поверил.
Народ вышел на улицы
В профессиональном сообществе эти полтиттехнологические изыски вызывали одну лишь грусть. Пришлось к концу прошлого года срочно писать статью о бредовости подобных надежд, чтобы обычные доверчивые люди занимались своими семейными делами и не тратили время и силы на переживания за Беларусь.
Так что в Беларуси? А там 9 августа президентские выборы «батьки» Александра Лукашенко на шестой срок. Правда, конкурентов у батьки аж четверо осталось, после того как компетентные органы Беларуси подчистили поляну – кого не допустили, кого изолировали. Но дела у него не айс, и чем дальше в Беловежскую пущу... За время предвыборной кампании батька успел разругаться и с дружественными поляками, и с еще более дружественными россиянами. У себя дома Лукашенко довел народ до белого (какого же еще?) каления, во всяком случае митингов, на которых присутствовало, по скромным подсчетам, более 60 тыс. человек, я за последние три десятилетия не припомню. Людей довело до предела стабильно ухудшающееся положение в экономике, нарастающая бедность. Конкуренты Лукашенко начали объединяться при широкой общественной поддержке,
Основным конкурентом стала домохозяйка Светлана Тихановская, муж которой, известный оппозиционер-видеоблогер, пребывает за решеткой. Сама Светлана уже получала звонки с предупреждениями, что, если она не прекратит, ее тоже арестуют, а детей сдадут в детдом.
Критический срок
Голосование уже началось, а 9 августа судьба шестого срока будет решена. Почему решена и почему шестого? Потому, что в силу особенностей тамошней политической системы, итоги подсчета голосов сейчас в Беларуси иными, чем в пользу батьки, быть не могут. Поэтому интересно, что будет делать Лукашенко в свой шестой срок и насколько длительным этот срок окажется.
Люди, тем более успешные политики (пять сроков лично для Лукашенко – несомненный успех), тем более в таком возрасте не меняются, они могут имитировать гибкость, но быть гибкими – это вряд ли. Лукашенко лавирует давно, в чем-то политическая система Беларуси даже гибче российской, например, в отношении работы некоммерческих организаций – они себя чувствуют гораздо свободнее. В пандемию коронавируса Лукашенко не стал вводить «самоизоляцию», но у него сохранились остатки советской противоэпидемической системы, и на первых порах Беларусь страдала от пандемии не так сильно, но это везение быстро прошло, и коронавирус свое взял, но, разумеется, официальная статистика все опровергла. Впрочем, сохранение обычного ритма без «самоизоляции» не особо помогло экономике и в Беларуси жестокий экономический кризис при отсутствии резервов.
Курс останется прежним
Будет ли Лукашенко двигаться по пути «интеграции союзного государства»? Ответ был очевиден в прошлом году, и он не изменится: нет, не будет. Будет ли Лукашенко проводить более дружественную политику по отношению к России? Нет, не будет, Беларусь смотрела и будет смотреть при Лукашенко и его возможном преемнике (а режим батьки в любом случае находится в финальной своей части) в сторону вполне себе растущих Польши и Литвы. Экзотический вопрос насчет интеграции Беларуси с Китаем, по-моему, и так ясен – Беларусь слишком мала для Китая, он будет с ней играть и производить ракетные комплексы «Полонез», запускать щупальца в ее логистическую инфраструктуру, чтобы балансировать российские интересы, но всерьез поддерживать не станет.
Тридцать три «богатыря»
Интересующий всех вопрос – что будет с тридцатью тремя российскими «теми, кого нет», среди которых оказались и астраханцы? Ну, храм в Стамбуле посмотреть они вряд ли смогут скоро, самая неприятная перспектива – выдача Украине тех из них, кто попал в базу данных, батька уже пригрозил это сделать. Такой шаг – прямой и жесткий вызов России, полагаю, Лукашенко на него не решится, скорее впереди трудный и небыстрый переговорный процесс по освобождению людей. Пока же белорусская сторона поднимает ставки, обвиняя Россию в попытке переворота. Ничего, Польша тоже такие обвинения уже выслушала, правда, граждан Польши не задерживали. В любом случае и с любой целью завозить людей, которых могли принять за бойцов частной военной компании (ЧВК), на территорию Беларуси, учитывая обстановку и испорченные напрочь отношения, не стоило – результат легко прогнозировался. Подождем начала следующей недели, официального объявления результатов голосования белорусского народа за батьку и батьковщину, реакции самого Лукашенко и оппозиции.