Малолитражки – без поблажки. Транспортный налог хотят повысить для всех сразу
Областные власти собираются повысить транспортный налог. Причем не только для дорогих машин, но и для автомобилей с двигателем меньше 100 лошадиных сил. Депутаты облдумы отказались поддержать повышение налога, чтобы оно не спровоцировало социальную напряженность. Бизнес грозится поднять цены и тарифы. Однако правительство намерено стоять на своем.
Шумахер – “за“
Налог повышается впервые с 2010 года, объяснил 8 октября на заседании комитета замминистра финансов Астраханской области Олег Соколов.
“С тех пор средняя зарплата выросла на треть, вслед за доходами растут возможности астраханцев”, – с таким предисловием чиновник представил основные цифры нового закона.
Выходило, что налог должен повыситься и для дорогих внедорожников, и для малолитражек, и для автобусов с грузовиками. Для дорогих автомобилей почти на 50%, для самых небольших легковушек – на рубль с лошадиной силы. В среднем получается – как раз на уровень инфляции, 10-11%.
В Астраханской области за два года число автомашин выросло с 239 до 288 тысяч. При этом из 11 субъектов РФ с похожими доходами на душу населения у нас самые маленькие ставки налога, мотивировал депутатов замминистра. После принятия поправок бюджет сможет получать дополнительные 73 млн рублей в год.
Представитель губернатора в облдуме Виктория Гурьянова поддержала коллегу, напомнив, что федеральный центр, рассчитывая, каким регионам дать дотации, смотрит – все ли сделали сами регионы для пополнения бюджета. “Да, это шантаж, и мы обязаны не увеличивать зарплату аппарату, не вводить налоговые послабления, оптимизировать поступления в бюджет”, – перечислила представитель губернатора. И привела в пример себя – как законопослушную гражданку: “Да, я Шумахер в юбке, у меня хорошая машина – и за это я готова платить большой налог!”
Предвыборные опасения
Депутаты наотрез отказались внимать доводам представителей исполнительной власти, обвинив в том, что она не учитывает социальные и политические последствия.
Шамиль Сарыев привел в пример другие регионы: в Калининградской области транспортный налог снизили на 305, в Москве – обнулили для авто с двигателем меньше 150 лошадиных сил. “Раньше нам говорили: это единственное средство пополнять областные дорожные фонды, но теперь у нас есть поступления от акцизов, – переубеждал коллег депутат. – А автобусы, грузовики – это вообще бизнес. Вы не учитываете социально-политическую составляющую!”
“Транспортники в ответ повысят плату за проезд – на кого ляжет повышение?!” – поддержал соратника по “Единой России” риторическим вопросом Ринат Аюпов.
“Я должен, получается, продать все свои автомобили и яхты и купить “Жигуленок”! Мы лишаем граждан возможности владеть собственностью”, – негодовал Рафаэль Аскаров, один из самых богатых народных избранников. Согласно декларации о доходах за 2012 год, у него четыре автомашины и доход в 33 млн рублей.
“Инфляция и без того бьет по карману простого обывателя – откуда наберется 73 миллиона лишних доходов? – привел довод Вячеслав Зволинский. По его мнению, одобрять закон могут только те, кто “извращенно понимает ситуацию в экономике” и “пытается ободрать население области”.
“В предвыборный год это так даст по морде нам всем и нашей любимой партии, что мало не покажется!” – выложил под конец главный козырь единоросс Зволинский.
Это подействовало на присутствующих просто убийственно: за законопроект о повышении налога не проголосовал ни один депутат.
Отыграются на ценах и тарифах
Гендиректор компании “Газпром добыча Астрахань” Сергей Михайленко уже пообещал принять самые активные контрмеры, если закон будет принят. По его словам, раз федеральное правительство решило заморозить тарифы для естественных монополий, то и областному не стоит повышать налоги, которые могут повлиять на эти самые тарифы. “У меня появится право прийти в областную службу по тарифам и потребовать увеличить тариф из-за увеличения наших расходов”, – уверил в серьезности своих намерений депутат и гендиректор.
Транспортники тоже не рады повышению и увеличили бы стоимость проезда с 2014 года не на рубль, а на два – если бы имели право обращаться в службу по тарифам больше одного раза за год.
“Главное – чувствуешь несправедливость: налог есть, а где построенные на эти деньги дороги?!” – негодует вице-президент региональной ассоциации автоперевозчиков Дамир Булатов.
Впрочем, не смотря на отрицательное мнение бюджетного комитета и негативную реакцию бизнесменов, законопроект все равно будет вынесен на заседание облдумы 17 октября. Виктория Гурьянова прямо заявила нашему корреспонденту, что постарается убедить думцев его поддержать.
Виктория Гурьянова:“У нас слишком много автомобилей”
Представитель губернатора в областной думе и представительных органах муниципальных образований считает, что депутаты сами хотели бы платить налог поменьше.
– Бюджет области сильно пострадает, если депутаты не примут закон о транспортном налоге?
– По бюджету это не ударит. Просто мы обязаны оптимизировать все возможности, которые у нас есть. Мы вносим законопроект не с маниакальной настойчивостью. Мы изучаем ситуацию, смотрим настроения людей. Смотрим экономику: рост заработной платы очевиден. Официально заявляю: у нас в Астрахани самое большое количество автомобилей на душу населения – по сравнению с остальной Россией.
– Может, не повышать налог, – его все равно будет собираться больше просто потому, что стало больше машин?
– Ставка пропорционально и растет – в зависимости от тех машин, которые покупаются. Я не стесняюсь говорить, что у меня дорогая машина. Это – мой осознанный жизненный выбор. Но – я обязана платить за те блага, которыми я воспользовалась.
– Со стороны депутатов это такой политический шаг – не повышать налог?
– Не думаю, что это политический шаг. Тут не политика, а чистая экономика. Это не самые социально незащищенные депутаты. И их человеческая позиция – не совсем правильная.
– Выборы 2015 года, по-вашему, тут ни при чем?
– Выборы тут ни при чем. Тем более что доходы бюджета пойдут в том числе и на депутатские наказы. А в период любой избирательной кампании количество запросов, просьб от людей возрастает. Поэтому мы уверены: позиция депутатов – не совсем осознанная и правильная. Будем работать.
От транспортного налога освобождены:
• ветераны Великой Отечественной войны;
• инвалиды всех категорий;
• пенсионеры с трудовой пенсией по старости(все они – на автомобиль с двигателем до 100 л.с. или мотоцикл до 40 л.с. или лодку до 30 л.с.);
• общественные организации инвалидов (на легковушкус двигателем до 150 л.с. и автобус до 150 л.с.).
“А вы бы какой еще налог увеличили?”
Анатолий Бимбад, председатель астраханской иудейской общины “СФАРД”:
– Я бы повысил налог на богатство и на крупное предпринимательство. Мелких предпринимателей просто заваливают налогами. Всех сгоняют в супермаркеты. За год около 4 тысяч мелких предпринимателей закрыли свои дела.
Аджимурат Темендаров, директор Каспийской открытой школы бизнеса “Астраханлинк”:
– Бизнес, наоборот, всегда за снижение налоговой нагрузки, это власть выступает за повышение. Считаю, что в нашей стране сильно погорячились с увеличением страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. С одной стороны, власти ратуют за развитие бизнеса, а с другой – ставят его в такие условия. Обещали взносы для предпринимателей снизить, но так и не снизили, а обещания надо выполнять. От власти в этом направлении одни декларации.
Игорь Кархалев, председатель некоммерческого партнерства “Авто-контроль”:
– Нас больше интересует, куда транспортный налог уходит. Население, думаю, не против повышения налога в разумных пределах, если бы был виден результат. Но состояние дорог особо не меняется – какие они были, такие и остались. И такое положение дел не только в Астраханской области, но и в других регионах. Съездил один раз в Самару, всю ходовую у седана испортил. В результате решил сменить его на автомобиль, более приспособленный к нашим дорогам.
Михаил Фролов, первый заместитель председателя комитета Думы Астраханской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:
– Никакой. Хватит уже обирать население. Нельзя же так. Ни один депутат не проголосовал на заседании бюджетного комитета за повышение транспортного налога. Это о чем-то говорит. Итак все постоянно повышается. Не успевают люди привыкнуть к одной цене, как уже устанавливают другую. В ноябре, к примеру, повышаются тарифы за вывоз мусора. Ну куда?