Сайгаки из Казахстана перешли Волгу впервые за последние полвека
В середине прошлой недели после обильных снегопадов сайгаки были замечены на приграничных реках Кигач и Широкая, в конце недели – в Володарском и Красноярском районах и у села Разночиновка Наримановского района Астраханской области. Более того, краснокнижных животных наблюдали уже в мкрн Бабаевского, то есть в городской черте. Видели их и близ села Началово в Приволжском районе.
Подстреленные и с отпиленными рогами
Переходят реки они либо небольшими группами, либо парами, либо в одиночку. Вероятнее всего, толчком к такой миграции служит голод. Из-за толстого слоя снега им трудно найти корм. Некоторые особи явно ослаблены. Сам наблюдал таких на приграничной реке Широкая в Володарском районе в прошлую субботу. С казахстанской стороны на льду лежал подстреленный сайгак с отпиленными рогами. А всадник на лошади с той же стороны пытался загнать с группой пеших товарищей еще пару. Иногда с казахстанской стороны слышны были выстрелы, наверняка не по зайцам. Сайгаков в тот день можно было увидеть по обеим сторонам границы и прямо на льду реки. В основном это были самцы с рогами.
Ослабленные и истощённые
Двух рогалей мы увидели на дороге к Володарскому возле фермерского хозяйства, где был сеновал и коровы. Их явно тянуло к этому сеновалу. Потому что наши заливные луга и сенокосы так же завалены снегом и основательно выедены многочисленными коровами и лошадьми. Кроме репейника и малосъедобных кустарников, поживиться им у нас нечем. Вообще сайгаки очень пугливые, но реку они переходили вблизи группы рыбаков и даже приостанавливались, глядя прямо в камеру снимавшего их человека.
Там же встретили ослабленного сайгака, отбившегося от своей группы, которая, видимо, направлялась к Володаровке. Думали, что не жилец. Наша собака пыталась даже укусить обессилевшее животное, чуя его неспособность противостоять. Пса мы отогнали. Рогаль шел на лед, где мог погибнуть. Но потом все-таки вышел к своим, попытался догнать ушедших вперед сайгаков. Чудо будет, если выживет.
Возможно пополнение
Последний раз сайгаки заходили в дельту в середине 80-х годов прошлого века в такую же снежную зиму. Некоторые из них оставались после распаления льда, встречали их летом и осенью. Вернулись ли они обратно, большой вопрос, но многие попались уже осенью на мушку местным охотникам. Тогда сайгак еще не был в Красной книге и ежегодно отстреливался в больших количествах для обеспечения населения мясом.
Существует два подвида сайгаков, разделение произошло благодаря реке Волга, это барьер, который степной антилопе трудно пересечь. К слову: оказывается сайгаки из Казахстана могут скрещиваться с калмыцкими. А значит, если выживут те, что перешли Волгу, они пополнят малочисленную популяцию правого берега Волги.
По данным Евгения Полонского, фотографа дикой природы, постоянно ведущего съемки и наблюдения за сайгаками правого берега Волги или Северо-Западного Каспия, в 2011 году северо-каспийская популяция составляла всего 2800 особей, сейчас – около 40 тысяч. Так что пополнение сородичами из Казахстана будет большим плюсом.
Не в Красной книге Казахстана
Надо отдать должное соседней стране: в отличие от российской популяции, обитающей на территории Калмыкии, Астраханской области и Ставрополья, в Казахстане численность волго-уральской и бетпакдалинской популяций достигла порядка 4 млн голов. В последние лет 25 их там усиленно охраняли и добились серьезных результатов, несмотря на массовую гибель из-за эпизоотий и суровых зим. Правда, в последнее время реликтовые антилопы стали досаждать местным фермерам, и в республике было разрешили сезонный отстрел животных, но после возмущений казахстанских ученых в 2024 году отстрел был приостановлен, а в 2025 году мораторий действовал весь год, за исключением Западно-Казахстанской области, где было разрешено добывать 20% от численности популяции. В Красную книгу Казахстана, в отличие от России, сайгак не занесен.
Заходят на север области
Между тем массовый заход сайгаков со стороны Казахстана, который мы наблюдаем сегодня, ежегодно фиксируется в Ахтубинском районе – туда приходят по 5-6 тысяч голов и возвращаются на свои исконные земли только в марте, когда самки готовятся к отелу. И также были случаи, когда сайгаки близко подходили к человеческим жилищам. Возможно, в поисках прокорма. В тяжелые зимы, как нынешняя, животных стараются подкармливать сотрудники Богдинско-Баскунчакского заповедника: привозят сено и разбрасывают его по степи. Однако эти усилия мало помогают антилопам, признаются в заповеднике. Сайгак – животное дикое, кочующее, которое само добывает себе еду. А в условиях плотного снежного покрова это ему делать очень трудно. Поэтому многие антилопы гибнут от истощения и становятся легкой добычей для степных хищников – волков и шакалов.
Попробовали на вкус?
Пока верстался номер, от астраханцев подоспели свежие данные. В понедельник жители Енотаевского района сообщили, что сайгаки из Казахстана уже перешли Волгу в районе Петропавловки, Замьян и, вероятно,в других местах. Стаи антилоп уже заметили в степной зоне в разных местах от города Нариманов и севернее. Есть сведения от этих же жителей, что нашлись желающие пострелять, но остались разочарованы качеством мяса. Животные худые и истощенные. Плохое физическое состояние самцов, или рогалей, связано не только с бескормицей, но и брачными боями, которые обычно проходят у них в начале декабря.
На самом деле мясо сайгака очень вкусное, когда-то оно продавалось на рынках и в магазинах. Наверняка у некоторых астраханских охотников появится желание и соблазн поностальгировать, но надо помнить, что за добычу этого краснокнижной антилопы предусмотрено очень серьезное наказание, так что стоит лишний раз подумать, прежде чем сделать выстрел. Добыча сайгаков наказывается лишением свободы до 5 лет и штрафом до 1 млн рублей.