Троллейбусы могут вернуть в Астрахань
Предлагается восстановить два маршрута
Троллейбусное движение могут возобновить в Астрахани. Такая позиция прописана в Концепции транспортного планирования, разработчиком которой выступил Российский дорожный научно-исследовательский институт (РОСДОРНИИ).
В рамках оптимизации маршрутной сети в Астрахани разработчики транспортной реформы предлагают установить два троллейбусных маршрута — Т1 и Т2. В перечне мероприятий, направленных на оптимизацию маршрутной сети в облцентре, также значится приобретение 18 машин с увеличенным автономным ходом (УАХ) и 15 — без УАХ.
Согласно проекту новой маршрутной сети, разработчиками концепции предложено открыть в Астрахани шесть новых маршрутов, по которым будут запущены автобусы большой вместимости. Планируется, что подобная схема, в случае ее утверждения, будет внедрена в 2022 году. В то же время маршруты М1 «Холодильники Рыбокомбината — Аэропортовский проезд» и М3 «Холодильники Рыбокомбината — Пороховая ул.» в 2027 году предлагается закрыть. На этих направлениях в среднесрочной перспективе планируют пустить троллейбусные маршруты Т1 и Т2.
Предполагается монтаж контактной сети, восстановление опор сети, строительство нового участка (ул. Студенческая, ул. С. Перовской, ул. Красная Набережная).
Для справки. По данным из открытых источников, троллейбусы с УАХ работают на так называемых тяговых аккумуляторных батареях. При их использовании дальность работы троллейбуса без питания от контактной сети может доходить до 50 км.
Некоторые эксперты считают, что такие машины — удачная альтернатива электробусам. Среди плюсов: троллейбусы с УАХ независимы от контактной сети в ситуации ее обрыва. Гибридные машины используют контактную сеть там, где она есть, и едут без контактной сети, где ее нет. Перестройки городской инфраструктуры не требуется, существующую контактную сеть нужно довести до «кондиции». Не нужно также модернизировать автобусно-троллейбусные парки и переучивать водителей. Появляется и возможность создавать большое количество маршрутов без прокладки контактной сети.
В качестве возможного типа подвижного состава разработчики предложили рассмотреть модели Вологодского, Уфимского, Энгельсского заводов, а также белорусских предприятий, специализирующих на подобных моделях.
На октябрь 2021 года средняя цена на рынке составляла 19,5 млн рублей за троллейбус без автономного хода и 26,5 млн рублей за троллейбус с увеличенным автономным ходом, уточняется в концепции.
Такие троллейбусы в 2022 году появятся в Волгограде, где с нового года начали менять транспортную схему. Всего соседи планируют закупить 56 машин. Ранее троллейбусы с УАХ тестировали в Энгельсе и Саратове. К примеру, там в прошлом году автономный «Адмирал» в режиме электробуса проехал 600 километров. Машина отключилась от контактной сети в Энгельсе и прокурсировала на литиево-ионных аккумуляторах до ж/д Саратова.
Разработчики транспортной реформы Астраханской агломерации отмечают, что в облцентре контактная сеть в связи с ликвидацией троллейбусов полностью демонтирована. Однако на улицах, например, на ул. Савушкина, остались еще опоры и фидеры. Их предлагается задействовать для монтажа
арматуры контактной сети электрического транспорта.
На сегодняшний день оставшиеся объекты инфраструктуры находятся на балансе муниципального Автобусно-троллейбусного предприятия (АТП). Напомним, официальным обоснованием ликвидации троллейбусов в Астрахани стали износ сети (89%) и аварийность тяговых подстанций и убыточность предприятия.
Несмотря на то что окончательно троллейбусное движение было прекращено 30 октября 2017 года, действующий Генеральный план Астрахани сохраняет положения о развитии троллейбусной сети, строительстве новых участков, а также нового депо на ул. 1-й Котельной, уточняют авторы концепции. Они предлагают использовать под цели депо ныне законсервированную территорию автобусно-троллейбусного парка на ул. К. Маркса. В июле 2017 года там произошел пожар. Но сгорели неэксплуатируемые здания на площади порядка 500 кв. м.
Площадь АТП составляет более 7 га. Целесообразным для авторов проекта считается наиболее сохранившаяся часть территории — порядка трех гектаров.
Остальную часть предприятия, ввиду невозможности ее задействования для
хранения автобусов (близость жилой застройки), предлагается
законсервировать, либо реализовать с целью получения средств на
реконструкцию троллейбусной инфраструктуры, отмечается в документе.