Массовый снос гаражей в Астрахани. Спасет ли их гаражная амнистия

Перспективы тотального сноса гаражей пугают, но не всех 

Войдите, чтобы добавить в закладки

13.03.2021 08:01 В центре внимания
7
5137

Помните, сколько  драм случалось, чтобы получить вожделенное место под гараж в прежние времена? Особенно если речь шла о гаражном кооперативе. А чтобы выбить индивидуальный, так, чтоб стоял под окном? На многое шли люди. Теперь, похоже, история грозит развернуться в другую сторону. На носу гаражная амнистия, которая может заработать уже в сентябре этого года, а некоторые «счастливчики» уже уведомлены о предстоящем сносе своих металлических домиков, где помимо машин они порой хранят все, что сердцу дорого и выбросить жалко.

В отдельно взятом районе

На днях администрация Ленинского района Астрахани сообщила о массовом сносе незаконных гаражей, который начнется с 15 марта. В список попали более десятка адресов. Такая же процедура, очевидно, будет проводиться и в других районах города. Разумеется, у их владельцев это никакого восторга не вызвало. Напротив, люди возмущены и считают, что муниципалитет специально торопится с вывозом гаражей, чтобы нестационарные  конструкции не были «амнистированы» на законных основаниях.

«Готовы платить»

КаспийИнфо поговорил с одним из таких владельцев, гараж которого на ул. Максаковой как раз попал под снос. 
«У нас около многоэтажки порядка 20 гаражей. Эти гаражи, можно сказать, держат землю нашей придомовой территории. А сейчас она растаскивается. И жильцы боятся, что вместо снесенных гаражей рядом с домом построят что-то совсем нам не нужное», - считает наш собеседник.
По словам владельца гаража, жильцы до 2014 года пытались перевести земельный участок под гаражами в собственность дома, однако им отказывали. «Мы раньше платили за них арендную плату, но потом нам сказали, что гаражи будут убирать, и плату взимать перестали Люди, конечно, против сноса и готовы за ними и следить, и платить. Они здесь никому не мешают. Те, кто не согласен со сносом, думают обратиться за консультацией к адвокату. Но некоторые уже смирились, начали потихоньку освобождать свои гаражи. Мы, конечно, были бы только «за», если бы на месте снесенных гаражей появились парковочные места или многоярусная стоянка. Но появится она или нет, другой вопрос», - сказал он.

Документов не найти

В такую ситуацию попали десятки тысяч астраханцев, у которых есть нестационарные гаражи. По разным оценкам, таких от 40 до 100 тысяч, когда как договор на руках есть лишь у 10%. 
Речь идет не о гаражных кооперативах и капитальных строениях, а именно о металлических гаражах. Большая часть из них собиралась нашими умельцами на судостроительных заводах. Кто-то подгонял под них старые вагончинки-бытовки или даже разрезанные вагоны, которые использовались на ж/д дороге. И проблем раньше вроде бы не возникало: получил разрешение в исполкоме (а на окраинах города и этого особо не требовалось), поставил гараж и жил спокойно, платя ежегодную символическую плату. Однако законодательство поменялось, и не один раз. Поэтому-то сейчас и бумажки, которая подтвердила бы право стоять гаражу на этом месте, бывает, уже не сыскать.

Ни узаконить, ни поставить


А в 2015 году после внесения изменений в Земельный кодекс требования к установке гаражей изменились. И поставить металлическую коробку в городской черте практически невозможно, так как действует так называемый радиус ограничений. Например, они не могут стоять на коммуникационных сетях без согласования с их владельцами, размещаться ближе трех метров от ствола дерева, ближе 25 метров от школ и детсадов, площадок для спорта и отдыха, ближе 100 метров от окон жилых домов и витрин магазинов и т.д. Поэтому астраханцы, которые желают сегодня продлить сроки договора с районными администрациями на размещение гаражей, получают отказ. Получается, что не только новые устанавливать нельзя, но и старые стоят не вполне себе законно: из-за этих ограничений это сделать крайне сложно. И никаких договорных документов многие не имеют вовсе.

30% легальных

А значит, эти нестационарные объекты, стоящие на муниципальной земле, не дают никаких поступлений в казну города.
Этот вопрос, кстати, поднимался депутатами Гордумы несколько лет назад. По мнению народных избранников, бюджет терял десятки миллионов из-за того, что их владельцы не платили аренду за землю под гаражами. Тогда-то и выяснилось, что только порядка 30% от всей массы металлических гаражей стоит в Астрахани на легальных основаниях.

Требовали альтернативы


По информации муниципалитета, в 2020 году было вывезено более тысячи незаконных гаражей. В этом году, видимо, снос продолжится. Хотя ресурс муниципалитета здесь все-таки ограничен: если собственники не пойдут на самовывоз, штрафстоянок на такое количество коробок явно не хватит.
К слову, против сноса массива гаражей, а это порядка 300 штук, уже поднимались их владельцы с ул. Рылеева. В 2019 году они выходили на сходы с требованием ввести мораторий на снос, пока горадминистрация не предложит альтернативное и адекватное место. И этот вопрос еще не закрыт.  

Надежда на закон?

Решить вопрос легализации призвана так называемая «гаражная амнистия», которая, по последним данным, может вступить в силу уже в сентябре. 
По мнению председателя регионального общественного движения «Дорожная этика» Сергея Аксенова, закон коснется порядка 135 тысяч астраханцев. Этот документ позволит упростить порядок регистрации гаражей, построенных до 31 декабря 2004 года, а также даст муниципалитетам право размещать нестационарные  металлические гаражи без предоставления земельного участка. Предполагается, что с собственниками будет заключаться договор, по которому с них будет взиматься арендная плата. Эти гаражи попадут в реестр, а их владельцы не станут просыпаться в холодном поту, из-за того, что в один прекрасный день над их гаражом нависнет кран подъемника. 
Тем же, кому уже пришли уведомления о сносе гаражей или такая перспектива может замаячить в будущем, можно посоветовать обратиться за консультациями в районные администрации, а также в профильные общественные организации.

Убрать «ржавый хлам» из дворов

Перспективе тотального сноса гаражей, где владельцы, к слову, хранят не только свои авто, но и всяческий скарб, а для многих он вообще стал классическим, сугубо «мужским клубом», ужасаются далеко не все. Напротив, представители из лагеря «безлошадных» только приветствуют и давно уже призывают городские власти убрать этот «ржавый хлам» из дворов жилых домов, да и вообще распрощаться с этими рудиментами эпохи навсегда. Они мешают развитию территорий, подчас небезопасны со всех точек зрения: около них вечная грязь, заросли камышей, гаражи мешают проезду спецтехники и прочее. 

Словом, претензии к таким сооружениям звучат не первый год и в этом плане вполне обоснованы. Вместо этих «монстров» люди ждут благоустроенные детских и спортплощадки, зеленые зоны и т.д.     

Хотя критики сноса считают, что от числа машин во дворах и на улицах будет просто не продохнуть, поскольку в городе дефицит паркинга, многоуровневые машиноместа при домах отсутствуют, а внутридомовые гаражи есть только в элитных домах. 
Получается, что куда ни кинь — всюду клин.

Автор:

Фото Елены Зимней.

ТОП-5. В центре внимания

Все новости

Самое читаемое на сайте

Все новости