Астраханцы жалуются на резкое подорожание отопления. Кто виноват и можно ли повлиять на размер платежа 

14.03.2021 08:00 В центре внимания
16796

В редакцию поступают многочисленные обращения читателей о резком росте платы за отопление в нынешнем отопительном сезоне по сравнению с предыдущим. Жители Астрахани жалуются не только нам, но и в официальные инстанции. КаспийИнфо разбирался в ситуации.

Суровые цифры в платежках

«В нашей 18-летней 9-этажке  в сентябре 2020 г. поставили общедомовой счетчик учета тепла. Плата за отопление сильно возросла. Так, площадь нашей квартиры 69,2 кв. м. Раньше я платила за отопление 3200 руб. Сейчас плачу: за декабрь 2020 г. - 4600 руб., за январь 2021 г. – 4700 руб., за февраль — уже больше 4800 руб. С учетом рассрочки за установку и эксплуатацию ОПУ (общедомовой прибор учета — ред.) набегает на 1700 руб. больше, чем в прошлом отопительном сезоне, когда мы платили по нормативам» - сообщает Елена Алексеевна, проживающая на улице 3-я Рыбацкая.
«В январе-марте 2020 года я платила за отопление своей квартиры площадью 57 кв. м в пределах 3 тысяч рублей ежемесячно, а то и меньше. В платежках за декабрь-февраль этого года меньше 4 тысяч уже нет, хотя и тогда, и сейчас учитываются показания общедомового счетчика», - жалуется Ольга Борисовна с улицы Б. Алексеева. Почему же так здорово подорожало отопление?

Накрутка по счетчику

Жалобы на резкий рост платы за отопление поступают главным образом от жителей многоквартирных домов (МКД), в которых установлены общедомовые приборы учета тепла (ОДПУ). Там при расчете платы за отопление берется реальный расход тепловой энергии за месяц на весь дом, определяемый по показаниям ОДПУ. Он «раскидывается» на все квартиры пропорционально их площади — чем больше площадь квартиры, тем большее количество тепла на нее приходится. (Исключение — если в квартире на стояках стоят индивидуальные счетчики тепла, но это действительно редкое исключение.) Этот «квартирный» расход (в гигакалориях) умножается на тариф, установленный областной службой по тарифам, соответственно, получается сумма оплаты. Так как расход тепла каждый месяц разный, то и плата за отопление ежемесячно «плавает».
Показания общедомового счетчика снимает либо управляющая компания, либо ресурсоснабжающая организация (РСО). Они же и рассчитывают плату за отопление. Большинству жителей Астрахани квитанции за отопление приходят от  ООО «Астраханские тепловые сети» (АТС).
Обитатели же МКД, в которых нет ОДПУ на тепло, платят за отопление по установленным областным министерством строительства и ЖКХ нормативам потребления тепла, умноженным на тот же тариф, что и для жильцов домов с общедомовым счетчиком. Так как норматив и тариф — величины постоянные, то и размер ежемесячной платы за отопление для МКД без ОДПУ в течение отопительного сезона одинаковый.

Тарифы ни при чем

Итак, мы выяснили, что на изменение размера платежа за отопление в наших квартирах влияют две величины — расход тепла и тариф. Но тарифы на тепловую энергию были повышены с 1 июля 2020 года незначительно, например, для «Астраханских тепловых сетей» — на 2,3%, для МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» - на 3%. В 2021 году они остались прежними, а для «ТЭЦ-Северная» с 1 января даже снизились на 9,4%.
Поэтому июльское повышение тарифов не могло спровоцировать резкий рост платы за отопление в осенне-зимнем сезоне 2020-2021 годов.

Виновата холодная зима?

Значит, причину надо искать в увеличении расхода тепла в текущем отопительном периоде. То есть, судя по показаниям общедомовых счетчиков, в Астрахани этой зимой РСО стали подавать на вход в МКД больше тепла. 
«Больше тепла» - это значит, что ресурсоснабжающая организация увеличила температуру и давление теплоносителя — горячей воды. Обычно это происходит в особо морозные дни. Получается, что этой зимой холода стояли более сильные, чем прошлой, вот энергетикам и пришлось «топить» жарче, чем год назад. А так как в большинстве наших стареньких многоэтажек внутридомовой расход тепла не регулируется (не стоят специальные задвижки, дроссели, регулировочные шайбы) и есть большие теплопотери (неизолированные трубы, щели, сквозняки в подъездах и т. д.), то все тепло, которое энергетики подали на вход дома, дом «съедает» без всякой экономии. Счетчик этот расход фиксирует, отсюда и большие суммы в платежках. Этой версии придерживаются в ряде РСО.  

Надо утепляться

Действительно, во многих домах управляющие компании не занимаются мероприятиями по энергосбережению, а жильцы проявляют инертность и не побуждают их к этому. С тем, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, согласен, например, и старший по дому на ул. 3-я Рыбацкая, о котором мы писали выше. На общедомовом собрании, посвященном плате за отопление, он объяснил, что общедомовой счетчик учета тепла автоматически передает показания в «Астраханские тепловые сети», то есть они верные. Но в доме не изолированы 
трубы в подвалах и на чердаках, необходимо заменить регуляторы размеров сопел элеваторного узла и т. п., отсюда и большие теплопотери. На собрании постановили весной произвести все необходимые работы, связанные с отоплением, за счет средств капремонта.

Прибор с секретом

Так получается, что общедомовые счетчики ставить невыгодно, ведь жители дома на ул. 3-я Рыбацкая сейчас платят по показаниям ОДПУ гораздо больше, чем платили по нормативам? Не совсем так. В Астрахани есть примеры домов, где после работ по уменьшению потерь тепла люди стали платить меньше. 
Но есть и другой аспект, связанный с работой ОДПУ: верно ли выбраны тип и модель счетчика, соблюдены ли технические условия по его установке, подключению и эксплуатации, достоверны ли показания прибора, которые проставляются в платежках, правильно ли произведен расчет расхода тепловой энергии и платы за отопление? От всех этих факторов зависят суммы, которые мы видим у себя в квитанциях. Но контролировать эти вопросы — дело исключительно самих жильцов.
Понятно, что, чтобы в них разобраться, нужно иметь соответствующее образование и, желательно, опыт работы в данной сфере, и не факт, что среди жильцов найдется человек, ими обладающий. Второй вариант — нанять аттестованных специалистов, которые провели бы экспертизу и выявили нарушения, но за нее надо платить, из каких средств — неизвестно.

Ждем ответа жилинпекции

Есть и еще один путь — обратиться с жалобой в официальную инстанцию, что люди сейчас и делают. Многочисленные обращения граждан по поводу повышения платы за отопление на протяжении этой зимы поступали и поступают в областную тарифную службу, в министерство строительства и ЖКХ, в жилищную инспекцию, в сами «Тепловые сети»… 
Редакция «КК» также направила официальный запрос, который поступил в областную жилищную инспекцию 24 февраля. Там в связи с большой загрузкой как раз из-за обращений граждан пообещали дать ответ в течение месяца. Когда он будет получен, мы опубликуем его на страницах газеты.

 ОДПУ — за счет жильцов

В соответствии с федеральным законом «Об энергосбережении...» все многоквартирные дома при наличии технической возможности должны быть оснащены общедомовыми (коллективными) приборами учета коммунальных ресурсов (воды, тепла, электроэнергии). Исполнители коммунальных услуг имеют право устанавливать ОДПУ без согласия собственников помещений в МКД, которые должны оплатить стоимость прибора и его установки. Она может достигать 300-500 тыс. рублей. Эта сумма распределяется между собственниками пропорционально площади квартир и взимается в рассрочку на 5 лет с выплатой процентов, равных ключевой ставке Центробанка (сейчас — 4,25% годовых).

Автор:

фото Елены Зимней

ТОП-5. В центре внимания

Все новости

Самое читаемое на сайте

Все новости