Счётчики включают в реестр. Что это изменит для потребителей

28.09.2020 07:00 ЖКХ

Бумажные свидетельства о поверке квартирных счетчиков теперь необязательны: все данные о поверках будут храниться в электронной картотеке Росстандарта. Нововведения вступили в силу с 24 сентября, но в отношениях граждан с коммунальщиками они мало что меняют. Кроме того, стоимость поверки приборов учета может стать дороже.

У каждого свой срок
У каждого прибора учета, который стоит в наших квартирах, имеется свой межповерочный интервал. Так, счетчики холодной и горячей воды необходимо поверять один раз в 4-6 лет, электроэнергии (в зависимости от модели) - раз в 5-16 лет, газовые - раз в 5-12 лет. Конкретный срок поверки вашего прибора можно уточнить в ресурсоснабжающей организации.
Поверка - это, по-научному, определение величины погрешности измерения прибора, а если попроще, то проверка правильности его работы, то есть верно ли он снимает показания расхода воды, электричества или газа. Она проводится специализированными организациями, работающими в сфере стандартизации и метрологии.
Если дата поверки счетчика просрочена, то оплата за потребленный ресурс, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, сначала начисляется потребителю исходя из среднемесячных значений расхода за предыдущие три-шесть месяцев, а потом - по нормативу что, как правило, значительно больше реального потребления. Поэтому крайне важно соблюдать сроки поверки.
Только через реестр
Сегодня большинство приборов учета можно поверить без демонтажа, то есть на месте. К вам домой приходит специалист со специальными приспособлениями и, не нарушая пломб, производит поверку. Если все в порядке, то жильцу на руки выдается акт поверки (свидетельство), копия которого потом представляется в ресурсоснабжающую организацию.
Но с 24 сентября текущего года вступили в силу изменения в закон "Об обеспечении единства измерений", принятые в конце прошлого года. Теперь все данные о поверках должны заноситься в единый электронный реестр Росстандарта. Без такой записи поверка будет считаться недействительной. Вносить сведения о поверках должны производящие их метрологические организации.
В Росстандарте аплодируют
По мнению главы Росстандарта Алексея Абрамова, электронный учет поможет защитить потребителей от мошенников, а также облегчит проведение работ проверяющих органов и участников метрологической деятельности.
"После того как специалист сделает поверку прибора учета, он в присутствии владельца должен будет занести ее результаты в наш реестр через портал госуслуг. Эта запись будет выступать единственным подтверждением поверки прибора учета и информировать владельца о дате следующей поверки", - сообщил А. Абрамов.
Тем не менее потребитель может попросить выдать ему и бумажное свидетельство о поверке, но будет носить лишь дополнительный информационный характер.
Не подорожало бы
Но станет ли легче от этих новаций нам, потребителям? Вряд ли.
Возможно, действительно электронные свидетельства помешают успешному бизнесу мошенников, хотя голь, особенно российская, на выдумки хитра, и не факт, что ловкачи не придумают, как и здесь обманывать народ. Например, имитируя при хозяине квартиры (особенно если это пожилой человек), что все данные через мобильный телефон "специалиста" ушли куда надо. Тем более что бумажный акт можно будет не выдавать. Это во-первых.
Во-вторых, не исключено, что возрастет стоимость самой поверки, так как поверяющие организации могут включить в нее затраты на внесение данных о поверке в электронный реестр. Сейчас поверка счетчика горячей или холодной воды обходится в 500-600 рублей. Станет ли она теперь дороже и насколько, покажет время.
Сообщать всё равно надо
Но есть еще третий, главный аспект: обязанность потребителя информировать ресурсоснабжающую организацию (РСО) или управляющую компанию о том, что произведена поверка счетчика, пока никто не отменял. Для этого надо вызвать контролера, который теперь должен будет не только снять показания прибора учета и выдать акт, но и иметь информацию, что поверка действительно была. Значит, коммунальщики должны будут сами войти в базу данных Росстандарта и посмотреть, есть ли там сведения о поверке. Зная "расторопность" наших коммунальных служб, которые постоянно насчитывают нам какие-то долги в платежках, можно предположить, что и здесь возможны "технические сбои", на которые они так любят ссылаться. Можно, конечно, запастись и бумажным свидетельством о поверке, но коммунальщики могут заявить, что они верят только реестру Росстандарта.
Получается, что пока особой выгоды нам, потребителям, электронная фиксация поверки счетчиков не сулит.

Автор:

Леонид Хают.