Платежи в одном "флаконе". Поможет ли единая квитанция навести порядок в оплате услуг ЖКХ?
Возможно, скоро все платежи за услуги ЖКХ будут собраны в одной квитанции. Соответствующий законопроект разработал Минстрой, его собирается поддержать правительство. Предполагается, что введение единой платежки позволит властям контролировать коммунальные тарифы, а населению - снизить долги за ЖКХ. Каким образом это получится, не совсем понятно.
Централизация дисциплинирует
Как пишут "Известия", законопроект о едином платежном документе (ЕПД) предполагает, что в нем появятся следующие строки: за управление, содержание и текущий ремонт дома, коммунальные услуги и ресурсы, взнос за капремонт и вывоз мусора. Сейчас во многих регионах, в том числе в нашем, жилищно-коммунальные услуги разбросаны по разным квитанциям, что, как отмечают авторы законопроекта, зачастую приводит к ошибкам в начислениях и росту долгов по ЖКХ. Как отмечается в пояснительной записке, при выставлении ЕПД платежная дисциплина граждан возрастает.
Формировать ЕПД и рассылать его потребителям будут единые расчетные центры, которые, видимо, придется в каждом регионе создавать специально. По оценке исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой, единые платежки упростят жизнь граждан –– будет удобнее оценивать свои расходы на
ЖКУ. А расчетные центры могут стать «единым окном», куда можно будет приходить с любым вопросом по теме, что позволит экономить время людей.
Единый монстр
В Астраханской области на рынке оплаты услуг ЖКХ работают как платежные агенты - расчетные центры, так и сами коммунальные организации. Так, в Астрахани плату с граждан собирают АО "Социальные гарантии" (холодная вода, вывоз мусора,взносы на капремонт, плата за горячую воду и отопление от трусовчан), ООО "Расчетный центр Астрахани" (платежи абонентов "Астраханских тепловых сетей" за
отопление и горячую воду) и ООО «Межрегиональный расчетный центр» (электроэнергия). Кроме того, ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань", не доверяя посредникам, выставляет квитанции своим потребителям напрямую. А еще есть платежки от управляющих компаний и фирм по обслуживанию лифтов.
Так что идея создать все разрозненные платежи в один документ имеет под собой здравый смысл. Но она подразумевает, что для формирования ЕПД должен быть создан и единый региональный расчетный центр, имеющий свои филиалы в каждом районе области и хотя бы несколько подразделений - в областном центре. Поэтому упомянутым выше посредникам придется либо влиться в этот центр (что непросто,
поскольку у всех разные владельцы), либо переключиться на другие виды деятельности, а то и просто закрыться.
Ошибок станет меньше?
Ну и долгах. Создание монополиста в сфере расчетов за услуги ЖКХ вовсе не означает, что новая организация автоматически упорядочит все базы данных и начнет начислять потребителям плату без ошибок. Надо учесть огромный объем информации, который ей придется обрабатывать: чем больше расчетов, тем больше вероятность ошибки из-за человеческого фактора, ведь не роботы же будут вбивать цифры в квитанции. Если сейчас, когда у каждого расчетного центра есть своя, не очень большая часть объемов начисления платежей, люди постоянно жалуются на ошибки и необоснованно выставленные долги, то почему их должно стать меньше с появлением ЕПД и единого расчетного центра? Как бы больше не стало.