Нужно ли делать уроки вместе с ребенком: мнения и советы астраханских экспертов

Учить или не учить уроки с ребенком – пожалуй, один из вечных родительских вопросов. Практически “быть или не быть”. И у каждого взрослого найдутся свои аргументы за и против.

Мы учим вместе
Нельзя сказать, насколько численно отличается армия родителей, которые делают все уроки вместе с детьми, от той, в которой подготовка домашки – святая обязанность и долг только ребенка. Однако представители и той и другой стороны встречаются довольно часто, особенно на этапе начальной школы.

“Мы все уроки учим вместе с Сашей, — рассказывает Ольга, мама четвероклассника. – Ну, а как иначе? Нагрузки на детей совсем немаленькие, а мы еще в кружки и секции ходим. Иногда он приходит с тренировки в половине восьмого вечера. Тут не знаешь, за что браться: или уроки учить, или ужинать, или презентации с докладами готовить. Конечно, я помогаю Саше с домашним заданием”. Ольга рассказывает, что иногда, чтобы домашнее задание было выполнено, решает его сама, а сын переписывает в тетрадь. “Да, я понимаю, что это неправильно, но иногда просто нет другого выхода, — делится мама школьника. – Саша очень переживает, когда учительница в классе делает ему замечания или ставит плохие оценки за невыполненную домашнюю работу”.

И таких примеров немало. Бывает, что родителям легче написать домашнюю работу за ребенка, а не объяснить ему, КАК сделать путем вопросов и побуждения к рассуждению. Конечно, проще решить столбик примеров на порядок действий и заниматься бытовыми делами, чем растолковывать на ночь глядя непонятную тему.

К средней школе, как правило, родительский пыл утихает. Мамы и папы предоставляют ребенку большую самостоятельность. Это связано и с тем, что задания становятся сложнее, а не все родители хорошо помнят школьную программу средней и старшей школы.

Многие творческие задания также ложатся на родительские плечи. В школах нередко требуют подготовки презентаций, сделанных с применением компьютерных программ. Вряд ли 7-10-летний школьник самостоятельно способен за часок найти нужную информацию и сверстать в Power Point реферат или презентацию. Но ведь и не все взрослые умеют это делать. Вот и получается – задание дано всему классу, но выполнили его хорошо если половина учеников (читай “родителей”).

Пусть будет самостоятельным
“Когда Алина пошла в школу, я сказала ей, что она теперь совсем большая, а занятия в школе – это ее работа, — рассказывает мама шестиклассницы Альбина. – Такая же работа, как и моя. Поэтому выполнять все задания она должна сама, а я буду только проверять”. Алина с первого класса делает домашнюю работу самостоятельно. Когда не получалось совсем, откладывала урок и дожидалась маму, чтобы объяснила непонятное. “А сейчас уже и не ждет меня. Открывает интернет и находит видео-уроки с объяснением непонятной темы, — говорит Альбина. – Она у меня не отличница, но мы и не гонимся за пятерками. Главное, чтобы понимала и знала. Пусть даже тройка будет, но своя, заработанная”.

И педагоги, и школьные психологи рекомендуют не оставлять ребенка, только начавшего школьное обучение, наедине с новой реальностью. Ведь иногда получается так: были-были дочка или сынок маленькими, им во всем помогали и тут… бац!.. школа. И все, моментально дети стали взрослыми и самостоятельными. Но ведь это совсем не так! Малыши еще продолжают оставаться малышами. Да, сменился их статус, но самостоятельности от этого не прибавилось. Ей еще обучить надо.

По мнению учителя начальных классов Адели Досмухамедовой, в школе первой ступени лучше выполнять домашнюю работу под контролем взрослых. “Конечно, это не означает, что мама должна сидеть и диктовать ребенку, как и что писать, – поясняет она. – Нужно быть готовым прийти на помощь при затруднении. Нужно объяснить недопонятое на уроке: все-таки программа начальной школы не настолько сложна, чтобы родители не смогли этого сделать. В конце концов, можно предупредить учителя, что выполнить задание не получается, и тогда педагог сам сделает его с учеником”.

Советы педагога
“В том, что дети бросают учиться, отлынивают, не выполняют домашнее задание, есть вина и родителей – уверена учитель математики Дина Шумакаева. – Контроль нужен на протяжении всего периода обучения в школе. Особенно не стоит отпускать детей плыть по течению в 7-8 классе. Они взрослеют, появляются новые интересы, учеба отходит на дальний план. Но ведь взрослые прекрасно должны понимать, что два года пролетят и наступит время сдавать экзамены. И те, кто не учился, не смогут справиться с заданием”.

Самостоятельность, как любое человеческое качество, воспитывается. Она не берется ниоткуда. Поэтому и не стоит требовать от ребенка того, чему его не научили. Зато чем раньше он усвоит новые правила, тем легче будет ему в будущем.

Например, важно научить ребенка правильно распределять время при подготовке домашнего задания. В начальной школе на это требуется не более 1,5 часов, в пятом классе – до 2 часов, в 6-8 классах – 2,5 часа, в старшей школе – около 3,5 часов. Поможет и такой прием. На каждый предмет – полчаса времени. Если за 30 минут задание не выполнено, учебник все равно откладывается и делается следующее задание за те же полчаса. Так дети учатся “чувствовать” время.

Разумеется, никогда не нужно выполнять задания вместо ребенка. Во-первых, учитель видит, когда работа сделана самостоятельно, а когда бездумно “сдута”. Во-вторых, это медвежья услуга – ребенок все равно не усвоил тему. И потом родителям не нужно сдавать ЕГЭ, а вот школьнику это просто необходимо, чтобы иметь шанс продолжать обучение.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Капча: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.