"Тварь ли я дрожащая или право имею". Как живут театры в ковидных условиях

03.09.2020 20:00 Новости
0
1804

Все ли астраханцы знают, что второй месяц в наших театрах кипит жизнь? В разных форматах - на летних площадках, в малых и больших залах.

Кстати, навстречу театрам и театралам пошли далеко не во всех регионах. В некоторых городах театры закрыты и уже вряд ли откроются в этом году. Почему -то считается, что ходить  в торговые центры, переполненные людьми,  с общей вентиляцией,  можно при любом количестве заболевших и выздоровевших, а вот в театры - нет! Хотя в театры, в отличие от магазинов, больные не ходят. К тому же походы в театр сопровождаются сейчас новыми антиковидными обрядами: измерением температуры, обработкой рук дезрастворами, дистанционной рассадкой зрителей.  Так что, театралы, вперёд!

Если вы ещё не выбирались в театры, вы многое пропустили. В драмтеатре, например, на летней площадке Александра Костина показала эскиз спектакля по нашумевшей пьесе Михаила Хейфеца "Как спасти камер - юнкера Пушкина". Эта пьеса была признана лучшей в конкурсе "Действующие лица" в 2012 году, и уже поставлена во многих театрах страны. Надеюсь, что и у нас этот практически готовый спектакль войдёт в репертуар театра.

Очень рада, что новый худрук Астрадрамы Александр Огарёв известен главным образом как режиссёр,  тяготеющий к современным пьесам. Он более 30 лет проработал в экспериментальном театре "Школа драматического искусства", много раз становился лауреатом театральных конкурсов. Его последняя работа в ШДИ - спектакль, поставленный по самой модной  антиковидной пьесе Анастасии Букреевой "Тварь". Я смотрела его на сайте театра. Великолепно сделан.

За пьесу "Тварь" ухватились и в нашем театре "Периферия". Там премьера спектакля прошла в августе. Интерес к этой пьесе не случаен. Букреева писала её весной, в разгар пандемии ковида и самоизоляции. И пьеса, собственно, о том, как мы её пережили. Главный вопрос спектакля - "Тварь ли я дрожащая или право имею" -  навеял, конечно,  Достоевский.

В "Твари" Александра Беляева на сцене "Периферии" блистала Лидия Елисеева сразу в нескольких ролях. Мне кажется, ещё никогда Елисеева не была столь убедительной.  Наше  региональное  отделение "Союза театральных деятелей"(СТД), каждый год награждающее артистов ,обязательно должно обратить внимание на этот спектакль.

Правда, пока в зоне внимания СТД почему -то только четыре наших театра."Периферии" и "Диалектики" для взыскательных театральных судей как бы не существует. Хотя молодёжь, привлечённая необычной формой подачи спектаклей, заболевает театром. Публика "Периферии" открывает для себя и драмтеатр - там играют одни и те же артисты.

В этом году награждение артистов за лучшие роли, сыгранные в прошлом году, прошло в августе в Доме актёра. СТД наградило четырёх дам и четырёх мужчин. По числу театров. Среди награждённых и сыгравшие главные роли (балерина Мария Стец за "Кармен - сюиту") и роли второго плана(Станислав Журавлёв, ТЮЗ, отец Базарова в "Отцах и детях").

Но почему бы не расширить список номинаций? Я помню, как восхищались в социальных сетях молодым артистом ТЮЗа Иваном Быковым за роль Базарова. И как бы окрылил его приз "Молодые дарования"! Настоящим открытием для театралов была роль Нелли Подкопаевой,  сыгранная ей  в спектакле  драмтеатра " Никто не создан для войны." Очень жаль, что её оставили без награды... Можно было бы учредить номинации "Открытие", "Лучшая роль второго плана". И наконец, "Лучший спектакль", "Ветеран сцены".

Отдельные номинации можно было бы предусмотреть для современных спектаклей, нуждающихся в  продвижении. Ведь  пьесы, написанные в последнее десятилетие,  отвечают на вопросы, которые не стояли перед нами в 19 и 20 веках. И чем больше номинаций в театральных конкурсах, объявленных заранее, тем больше интерес к театру, тем больше зрителей. А за зрителей в этом году всем театрам придётся бороться.

В общем, ходите в театры. Заряжайтесь от искусства. Без настоящей, не телевизионной духовной пищи человек топчется на месте, а нужно идти вперёд.