Чему научил астраханцев «Камышовый кот»?  

29.03.2021 20:00 Культура
0
1820

 Всегда немного грустно, когда что -то хорошее заканчивается. Но тот, кто побывал на прошлой неделе в Астрахани  на первом российском  театральном фестивале моноспектаклей «Камышовый кот»,  наверняка навсегда заболел театром. 

Преподаватель театрального института им.Б. Щукина Вячеслав Терещенко написал на своей странице в соцсетях: « Не хотели расходиться после спектаклей, говорили, обнимались, смеялись и плакали. Роскошество человеческого общения! Живой фестиваль объединил актёров и режиссёров со всего нашего Отечества. Гениальная Марианна Рубеновна Тер -Захарова, у которой я учился, родилась здесь, в Астрахани. Спектакль «Новеченто» я посвятил ей.» 

Этот спектакль  театра «Выпускники — щукинцы» по  мотивам пьесы А. Барикко о  музыканте, который родился на корабле и ни разу не сходил на берег,  получил  на фестивале моноспектаклей  гран — при, как и на десятках международных фестивалей  камерных театров. Владимир Жуков,  сыгравший музыканта, был великолепен.  

То, что на фестиваль совершенно неожиданно для организаторов: актёра театра кукол  Сергея Кичигина и режиссёра театра оперы и балета Александра Прасолова,   приехало столько театров — от Москвы до самых до окраин ( из  Нефтеюганска, Тюмени,  Ставрополя, Серова Свердловской области) в общем — то не удивительно. В Астрахани театры заработали после пандемии раньше всех, ещё в августе. Удивило и порадовало то, что наши спектакли не только не затерялись среди лучших провинциальных и столичных (в фестивале участвовали пять московских монотеатров), но и были на уровне  столичного театра, завоевавшего гран — при.  

Всем  астраханцам советую посмотреть в театре кукол  спектакль  «Моцарт и Сальери» Сергея Кичигина,  награждённого  на фестивале дипломом лауреата 1 степени. Это совершенно волшебный, завораживающий, красивый  спектакль со спецэффектами, которые трудно разгадать..Кстати,  жаль что в театре кукол так мало спектаклей для взрослых. Ведь чем чаще взрослые будут приходить в театр,  тем чаще они будут приводить сюда детей, не наоборот!   

 Совершенно очаровал гостей фестиваля  и камышовый кот (Ольга Шумейко —Кислица), который открывал  и закрывал фестиваль вместе с  его арт -директором Сергеем Кичигиным.  Этому  умному котяре с прекрасным чувством юмора  впору выступать на втором фестивале со своим моноспектаклем. Он к этому готов!  Ждём! 

  А вот от прославленного кукольника Григория Бутусова, показавшего занятный, добротный спектакль о нас грешниках  «Все мы немного пациенты»,  я ожидала ещё  большего. О Бутусове слагают легенды… На его спектакле люди стояли — некуда было сесть. Но, наверное, он знал, что это не его фестиваль, тут уже есть фавориты,  а вот на втором фестивале «Камышовый кот», который скорее всего состоится в мае будущего года, он может развернуться.  И наверняка развернётся!

 Если фестивали моноспектаклей будут регулярными, это, безусловно, будет способствовать творческому росту артистов, режиссёров. Ведь фестиваль — не просто  творческий конкурс, это главным образом общение творческих людей,  обмен идеями, мастер — классы, круглые столы. Пожалуй, в Астрахани впору будет проводить областной фестиваль, который будет предшествовать российскому. Как оказалось, мастеров, работающих в этом жанре в Астрахани много. 

И, наверное, мало кто ожидал, что среди этих мастеров окажется и новый режиссёр Астраханского театра  оперы и балета Александр Прасолов, недавно очень удачно поставивший оперетту «Сильва» на сцене нашего театра. В моноспектакле «Фауст» я его просто не узнала, хотя он выступал практически без грима. Было такое чувство, что на сцене не один человек, а, как минимум,  трое : Бог, Мефистофель и Фауст. И у каждого своё лицо, свой неповторимый характер, свой голос...И они мгновенно сменяли друг друга… 

Не появится ли в Астрахани   свой монотеатр? Ведь фестиваль показал,что поклонников у моноспектаклей очень много. И наверняка за монотеатрами будущее. И дело не только в том, что они не так затратны, не требуют громоздких декораций, дорогих костюмов. В моноспектакле  подкупает искренность, артист не играет, он живёт на сцене жизнью своего героя для зрителя, который в двух шагах...Здесь не сфальшивишь.И зритель  скорее соучастник спектакля, он дорисовывает в своём воображении то, что не видит на сцене : от океана до других людей. Моноспектакль — это скорее книжка, которую зрители читают вместе с артистом.  

И  таких новых книг на первом фестивале было аж 15. Как было бы хорошо, если бы и в наших театрах можно было посмотреть моноспектакль «Дурачки всея Руси» по рассказам Лескова, который привезла Лариса Артёмова из Серова; «Сказки серебряного века» по произведениям Соллогуба, Ремизова и Андреева ( А. Кизеров город Серов); музыкальный  авторский спектакль  об Эдит Пиаф «Любовь всё побеждает» (Т. Зубарева, Нефтеюганск). 

В общем, похоже,  фестиваль  «Камышовый кот», который стал уже третьим российским театральным фестивалем, прописавшемся в Астрахани ( у нас проходят фестивали  спектаклей малых форм «Верю!» и театров кукол «Каспийский берег»), многому научил астраханцев. Главный урок — не бояться начинать новые проекты. Если  очень любишь то, что делаешь, всё получится.