На фестиваль в Астрахань в день рождения Марии Максаковой приехали в основном мужчины 

Очень талантливые

11.04.2021 20:00 Общество
1
1693

Астрахани всё -таки неслыханно повезло. Далеко не в каждом городе есть консерватория, филармония,  театр оперы и балета и в  единицах городов — такие вокальные фестивали,  как наш международный  фестиваль им. Валерии Барсовой и Марии Максаковой. Фестиваль проводится уже 34 года, в нём участвовали такие ярчайшие певцы, как Ирина Архипова, Владислав Пьявко, Карина и Рузанна Лисициан.

Первый вокальный фестиваль стартовал ещё в СССР, в 1987 году. Спасибо  его организаторам, Астраханской филармонии! Благодаря инициативе работников филармонии фестиваль существует, развивается,  приобретает новые очертания и форматы. Одним из самых памятных был, наверное, седьмой фестиваль, состоявшийся в 2002 году, который был посвящён  двойному юбилею наших землячек, бывших звёзд Большого театра: 100 -летию со дня рождения  Марии Максаковой и 110 - летию Валерии Барсовой.На фестиваль приезжали концертмейстер Максаковой Давид  Лернер, её дочь,  народная артистка Людмила Максакова и не менее  известная благодаря своей бурной жизни внучка легендарной певицы Мария Максакова.

Нынешний 16 -ый международный  фестиваль не менее представителен, всё -таки кураторы у него солидные — министерство культуры России! Это ко многому обязывает! Но и у него есть своя изюминка,  благодаря которой его, безусловно, надолго запомнят. Мария Максакова родилась 8 апреля и на фестиваль пригласили именно 8 именитых гостей, причём 7 из них — талантливые мужчины! Хорошо бы  заложить такую  новую фестивальную традицию и приглашать, несмотря на  всевозможные трудности, не менее восьми эксклюзивных гостей…

Четырёх из высоких гостей мы увидели и услышали 9 апреля на открытии фестиваля в театре оперы и балета. Это прежде  всего  музыканты из Казахстана, которые приехали к нам впервые : молодой дирижёр Канат Омаров, который 6 лет назад, в 27 лет возглавил главный оркестр страны (государственный академический симфонический оркестр), а сейчас является главным  дирижёром Казахского государственного академического театра оперы и балета, и ведущий солист оперной труппы, лауреат международных конкурсов Таир Тажи.Он ещё младше Каната Омарова. В пресс -релизе написано, что Таир Тажи полиглот, владеет шестью языками, что неудивительно — он 4 года учился в Вене. Но гораздо важнее, что он великолепно владеет главным языком — своим голосом. У него уникальный бас с широким диапазоном, неповторимым тембром.

Гостью из Мариинского театра Наталью Евстафьеву астраханским меломанам представлять не надо. Все её помнят, конечно, по недавнему выступлению на концерте, посвящённом юбилею Чайковского. А вот ведущий солист Мариинки  Александр Герасимов пел у нас впервые и тоже был в некотором роде ведущим на открытии фестиваля : он погрузил нас в историю России, исполнив в первом отделении концерта арию Грязного из оперы «Царская невеста» и попрощался со зрителями во втором отделении зажигательными куплетами Эскамильо из оперы «Кармен». 
Некоторые пишут в соцсетях, что несравненным было открытие прошлого фестиваля в филармонии ( фестиваль проводится раз в два года) из -за обилия  ярких гостей,  небольших концертных номеров. Но мне гораздо больше понравилось именно оперное открытие. И не только потому, что Барсова и Максакова были всё -таки оперными дивами.

Приглашение за дирижёрский пульт Каната Омарова, как мне кажется, — настоящий подарок и оркестру театра, и астраханским зрителям. Наверное, все оценили его виртуозность, пластичность, умение жить в музыке. Он очень быстро подчинил, буквально взял в плен оркестр, и оркестру,  судя по выступлению, это понравилось!

Порадовала  и удачно свёрстанная программа концерта. Сначала мы надолго  оказались  рядом с приближёнными Ивана Грозного. К Александру Герасимову присоединилась Наталья Евстафьева, познакомив нас со своей незабываемой Любашей в дуэте Грязного и Любаши из оперы «Царская невеста». ( Ну как тут  было не вспомнить Любашу Марии Максаковой старшей! Её Марину Мнишек в «Борисе Годунове»!) Ну, а затем, завершая этот исторический цикл, вышел озорной Таир Тажи с песней Варлаама из оперы «Борис Годунов»!

Кульминация концерта — безусловно, ария Филиппа из оперы «Дон Карлос» в исполнении Таира Тажи.Это было исполнение — посвящение учителю, Евгению  Нестеренко, который и пестовал талант молодого музыканта, у которого наверняка будет большое будущее. 
Не хочу утомлять читателей. О  солистах нашего театра оперы и балета, которые участвовали в концерте, можно   много не писать, их вы ещё услышите. Больше всего порадовало то,  что многие из них очень органично смотрелись рядом с именитыми гостями и понравились зрителям не меньше.

Ну, а фестиваль продолжается — оперой  Моцарта «Свадьба Фигаро» молодого режиссёра Алексея Смирнова, сольным концертом солиста Большого театра Михаила Казакова, которого называют современным Шаляпиным.

Одним  из самых ярких событий фестиваля будет, конечно,  исполнение в филармонии Мессы всех святых и Мiserere до минор Яна Дисмаса Зеленки. Об этом забытом  на столетия любимце Баха  много писали в СМИ. Познакомят нас с этой музыкальной нетленкой  гости фестиваля :  Николай Хондзинский, руководитель камерной капеллы «Русская консерватория»( Москва), лирический тенор Юрий Ростоцкий, победитель всевозможных  последних вокальных конкурсов, удачно выступивший год назад в Швейцарии на фестивале в Монтрё, и наш земляк, приглашённый солист Большого театра контртенор Рустам Яваев, который в представлении не нуждается.