Помирят ли астраханские «Майские ночи» поссорившихся?

 В Астрадраме состоялась  премьера необычного музыкального спектакля

23.04.2021 20:00 Культура
0
1098

 Гоголя не зря считают магическим писателем с пророческим даром. И спустя  столетия  герои его произведений похожи на наших современников и интересны им. И сейчас, когда из -за ерунды, мании величия и нежелания думать ссорятся и люди, и страны, особенно актуален вопрос,  как же помирить жителям славного  Миргорода двух бывших закадычных друзей - Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича? 

Как же приятно было слушать на спектакле «Майские ночи» в Астраханском драматическом театре украинские песни!  Мне кажется, этот необычный музыкальный  спектакль с целым созвездием ветеранов сцены : Натальей Антоненко, Евгением и Людмилой Григорьевыми, Валерием Штепиным, Владимиром Дёминым, поставленный Алексеем Матвеевым, помирит и сделает счастливыми очень многих.  

История о ссоре двух закадычных приятелей, которых пытался помирить весь город,  окантована в спектакле двумя трогательными рассказами о любви — Левко и Ганны ( «Майские ночи»),  Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича ( «Старосветские помещики»). И повести эти, как и игра артистов, настолько берут за душу, так наполняют сердца любовью, что невольно приходит понимание: ненависть появляется там, где нет светлого чувства всепрощения, понимания. 

Так что этот спектакль в некотором роде прививка от непонимания, прививка любви. Проведите эксперимент — постарайтесь привиться этой весной! Но обязательно посмотрите два действия, иначе ничего не почувствуете. Не знаю, чем это можно объяснить, но в театрах всегда почему -то второе действие сильнее первого. 

Алексей Матвеев и режиссёр спектакля, и автор инсценировки. В спектакль вошли четыре повести Гоголя: »Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» ( о том, как мужчине страшно жениться), «Майская ночь или утопленница» ( о том,  как сладко любить), »Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и «Старосветские помещики» ( о  малороссийских постаревших Ромео и Джульетте). 

Театралы  называют Алексея Матвеева постановщиком не режиссёрских, а актёрских спектаклей, которые особенно хороши на малой сцене. Ну, кто же не восхищался «Тремя сёстрами», «Записками сумасшедшего». На большой сцене Матвеев ставит спектакли не часто, и, наверное, поэтому там он берёт в союзницу живую музыку, как и в спектакле «Майские ночи». Не все, кстати, поняли,  зачем режиссёру понадобилась в том числе и современная музыка ( настоящий качественный живой концерт в спектакле!).Но мне кажется, современная музыка в этом спектакле — своеобразный проводник молодёжи в мир Гоголя. Да, музыка стала другой, но ведь люди по большому счёту не изменились.

В соцсетях  досадуют и  на то, что не все повести рассказаны  до конца. Неужели читали Гоголя?! Ну,  так перечитайте их после спектакля.. Для этого, собственно, в театрах и ставят классику. Хотя вот сценку, включающую повесть «Майская ночь или утопленница»,  и я бы сделала чуть длиннее. Ведь самое эффектное в повести — чтение хлопцами записки, которую  Левко отдали русалки. В спектакле же эта записка ( вернее, записки в виде афишки) летят в зал… И я, конечно,  поймала эту записку, поразилась, восхитилась.. Но всё же было бы лучше получить записку от русалок, написанную рукой! Ну,  откуда у русалок, подумайте сами,  компьютер и принтеры?! 

В общем, в спектакле есть на что посмотреть и что послушать. Интересна сценография постановки : инсталляция в виде облака, элементы театра теней. Спектакль играют  два состава, поэтому каждое представление неповторимо, у каждого свой рисунок. Ведь каждый спектакль — это ещё и диалог со зрителем. Каждый видит то, что готов увидеть.