Спасут ли астраханцев Шостакович, Тёркин и Лёнька

 Какие спектакли и концерты нам нужны 

14.05.2021 20:00 Культура
3029

Наверное, самым мощным, самым блистательным напоминанием астраханцам о  минувшей войне и Великой Победе было исполнение 8 мая  в театре оперы и балета «Увертюры Победы» и седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича «Ленинградская». Зал с учётом социальных норм был заполнен,  зрители встали в едином порыве после последних аккордов, чтобы всем вместе поблагодарить музыкантов за это чудо соучастия, причастности к духу Победы. 

Но справедливо считается, что язык классической музыки не только самый проникновенный, но и самый сложный. Им владеют далеко не все. Поэтому концерты классической музыки у нас так редки. Но всё же хотелось бы их слушать почаще именно в концертных залах. Вот и об этом концерте, судя по комментариям в соцсетях, знали далеко не все меломаны. 

У драматических театров публики гораздо больше. К великолепным спектаклям на военную тему «Не покидай меня» (ТЮЗ), «Ленинградка» ( самостоятельный проект артистов ТЮЗа), «Пятая печать» ( Астрадрама) добавились не менее талантливые работы :»Тёркин» (ТЮЗ), «Спасите Лёньку!» (Астрадрама). 

Память о войне в разных странах будируют с разными целями. Чтобы отомстить, быть готовыми отразить новый удар. Но в нашей стране традиционно спектакли о прошлых сражениях преследуют одну цель: не допустить новых сражений. Едины режиссёры и в поисках новых пьес, тем,  форм подачи материала. Жаль только, что в поиске нового иногда исчезает замечательное старое. Театр оперы и балета давно не показывал замечательный балет «Вальс белых орхидей» по антивоенным произведениям  Ремарка. Не было в майской афише и пронзительного спектакля Астрадрамы «Никто не создан для войны», поставленного два года назад. 

ТЮЗ в этом году по настоящему удивил нестандартной антивоенной  постановкой, премьерой «Тёркин».   Режиссёр Андрей Радочинский назвал её не спектаклем, а концертом; герои постановки не в военной форме, хотя и на войне; они не только декламируют поэму Твардовского, но и поют песни военных лет, причём  поют под  гитары.Наконец , на сцене не пожилые актёры, а такие же молодые ребята, как и зрители. Молодые склонны верить таким же молодым. 

Конечно, публика очень тепло приняла этот спектакль — концерт. В соцсетях пишут об островке искренности и теплоты, прекрасном переводе поэзии на язык сцены, а  пожилые люди вспоминают московский  театр на Таганке ( хорошее сравнение!) с их традицией встречать зрителей в  фойе театра с песнями. Как было бы  хорошо, если бы эти традиции возродились и в ТЮЗе, и в других наших театрах! А пока перед спектаклем «Тёркин» в фойе  зрителей встречает добротная,  почти  фронтовая фотозона, в которой можно сфотографироваться на фоне настоящей шинели, каски и походного сундука.

Кстати, шинель ненадолго появляется в концерте и на Тёркине (Иване Быкове).И так и кажется, что это не просто концерт, а концерт в спектакле, и вот сейчас выяснится, что ребята репетируют  в школе концерт художественной самодеятельности к Дню победы. Но, конечно, если бы все участники концерта пели так замечательно, как Лия Альмяшева, это был бы  далеко не школьный концерт. 

Ну, а о спектакле драматического театра «Спасите Лёньку!» в соцсетях уже просто шквал восторженных  публикаций. Сцена, на которой рассаживают и зрителей внутри движущегося круга, вмещает всего 70 человек, но многие театральные блогеры его  уже посмотрели. Так что не буду рассказывать, о чём этот спектакль. Он не только о мальчике, который в блокадном Ленинграде пишет сказку об Африке и зверях, которые покажут ему диковинные фрукты. Он и о взрослых, для которых наша жизнь ничего не стоит. И о нас, которые погружены только в свои проблемы. Так что спасать нужно не только Лёньку, спасать нужно и нас, от нас самих. 

 Блогеры пишут: «Ничего подобного по силе воздействия мы давно не видели. ..Вот таким и должен быть настоящий театр!… После этого спектакля юные зрители захотят сюда ещё не раз вернуться!». У зрителей   только одно пожелание — почему бы не пригласить в спектакль Жирафа и Мартышку из ТЮЗа?Тюзовцы давно дружат со зверями, а вот  актёры Астрадрамы намного лучше играют людей, а не зверей. Особенно убедителен и великолепен был, по мнению многих, Олег Комаров в роли Молибога. Правда, Александрина Мерецкая прекрасно справилась и с ролью акулы, и с ролью человека. В общем, блогеры предлагают сделать  талантливый спектакль ещё лучше.

Понравился спектакль и автору пьесы Малике  Икрамовой, которая  приезжала на премьеру. Она сказала, что особенно  её тронул финальный уход Лёньки в Солнце.  Режиссёр спектакля Александр Огарёв пишет на своей страничке в соцсетях :»Драматург словно Беатриче проводит нас через Лёнькин рай, через воображение умирающего в блокаду мальчика». 

Мне кажется, успех спектакля и в том, что его ставили в короткий срок, за два месяца и как бы на одном общем дыхании. Сильная,  пробивающая до слёз пьеса  зацепила всех участников спектакля. Режиссёру помогали ставить её  все, поэтому трое актёров стали сопостановщиками.Хочется, чтобы и у зрителей появилось такое же общее дыхание.И конечно, спектакль «Спасите Лёньку!» нужно показывать чаще. Таких Лёнек, несмотря на мирное время, очень много и в нашем городе. Только загляните в детские дома. И  в своё сердце.