Духи театра в Астрахани расшалились 

В провинции входят в моду иммерсивные спектакли 

02.06.2021 20:00 Культура
1248

В астраханских театрах всё чаще ставят спектакли, в которых участниками действия чувствуют себя и зрители. В разной степени. Такие спектакли и концерты называют иммерсивными. Но в   этом сезоне всех затмил, наверное, театр оперы и балета.  Затмил  в прямом и переносном смысле. В ночь на 30 мая в театре прошёл концерт  AL KONTRARIO ( «Необычный»). Необычным в нём было всё. Всё -таки театр отмечает в этом году 25 -летие. 

Перед входом в фойе  зрителей встречали театральные духи в париках, камзолах,  которые, образно говоря, уже не отпускали их из своих объятий.Там же в фойе, где, оказывается,  отличная акустика,  начиналось первое отделение , звучал настоящий хор ангелов  — духовная кантата Вивальди «Глория».  Камерный состав симфонического оркестра театра и солисты  ( Анна  Каденкова, Вера Позолотина и Яна Павлова) стояли на центральной лестнице, а напротив, вверху на балконе хор. И вот, благодаря такому расположению, на зрителей обрушивался настоящий коктейль звуков — они  неслись навстречу друг другу, сталкивались,  обнимались. Это было незабываемо. Похоже, фойе театра— прекрасное место для исполнения ораторий! Если бы ставить там и стулья для публики. 

Незабываемым стало  и второе отделение  концерта в  большом  зале  театра. Сцена, как по волшебству, встала  на колени перед зрителями. Из центра зала, готового к балу,  исчезли стулья, там расположился оркестр. Зрители сидели за столиками на бывшей сцене и вокруг  оркестра. Один из балконов также занял хор, остальные - зрители.

 И полилась музыка.. Конечно, тоже необычная, духовная, под стать духам театра.. Ария Дидоны из оперы «Дидона и Эней» (Татьяна Чупина),ария Клеопатры из оперы «Юлий Цезарь в Египте» ( Татьяна Качанова). Вишенкой на торте, как говорится, был  приглашённый солист Большого театра контртенор Рустам Яваев. Особенно великолепен был дуэт Рустама Яваева и Яны Павловой в «Хвале  смеха» Генделя . 

В соцсетях писали сразу же после концерта: « Я никогда не видел так близко солистов, музыкантов, дирижёра. Особенно понравился пританцовывающий дирижёр!», «Было такое чувство, что мы очутились в сказке, что мы тоже в ней играем. Мы бы не удивились, если бы у выхода из театра   нас ждал ковёр — самолёт!» 

Но немало в соцсетях, конечно, и скептиков. Они пишут, что это пир во время пандемии, удивляются, что концерт устроили ночью — у нас же транспорт после 10 вечера уже не ходит. Сетуют на дорогие билеты и на  участившиеся названия спектаклей на иностранных языках .

Постараюсь развеять эти стереотипы. Во -первых, и во многих западных странах, которые для нас во всём пример и ориентир, театры с ограниченным числом зрителей уже заработали. Во -вторых, необходимые санитарные нормы соблюдаются и у нас. И наконец, подобные спектакли — в некотором  роде  лечебная реабилитация, подзарядка, духовные витамины нам ещё пригодятся .

И когда же такой концерт проводить, если не ночью? Днём духи театра спят! А  как раз   на границе вечера и ночи все чувства обострены, двери в сказку распахнуты. Да, транспорт — наша проблема, и   такси  от театра ночью вызвать сложно. Поэтому многие, не дождавшись кучера и ковров — самолётов шли домой и в гостиницу пешком.   Оказывается, среди зрителей было много гостей города из Волгограда  (поездку организовало турагентство), из Элисты, из районов области. Не все покупали дорогие билеты, на балконы были билеты и по 500 рублей . И что такое Аль Контрарио зрители поняли. А вот название   недавнего балета Лё пари и правда  театралов напрягло — почти никто не понял, что балет о настоящем пари, а не о Париже. 

Многие говорили мне, что хорошо бы этот концерт повторить. Они пришли бы посмотреть его снова с родными, друзьями. Хорошо бы устроить такой концерт для детей — вот они точно не сидели бы на таком концерте, уткнувшись в телефоны, и стали бы впоследствии настоящими театралами .

В общем, такие праздники слуха и духа очень нужны нам всем.