Первый Каспийский фестиваль классической музыки преподнес сюрпризы

Фестивальной кантате «Александр Невский» аплодировали более бурно, чем западным звёздам

13.09.2021 19:00 Культура
965

 Вот и закончился первый Каспийский фестиваль классической музыки. Грустно! Но хорошо, что он назван первым. Значит, будет и второй фестиваль, и третий...Поздравляем организаторов фестиваля и всех астраханцев с этим необычным праздником музыки с множеством сюрпризов! 

Ну, а теперь к пожеланием. Мне кажется, уже сейчас нужно готовиться ко второму фестивалю. Как говорится, куй железо, пока горячо. Интересно, есть ли такие пословицы в других прикаспийских странах? Что -то захотелось о соседях по Каспию знать больше. Фестиваль поспособствовал. Даже не знала, что у современных композиторов из Азербайджана, Туркмении такая глубокая, трогающая до слёз академическая музыка.На открытии фестиваля в филармонии  звучали произведения Франгиз Ализаде, а на закрытии многих покорила первая часть симфонической поэмы «Воля и любовь» Мамеда Гусейнова. Так вот на втором фестивале хотелось бы услышать поэму целиком! Хотя бы на отдельном концерте. 

Замечательно, что академическая музыка наших современников чередовалась с классической, которую своими роскошными голосами преподносили нам  уже западные звёзды Анна Самуил,  Сергей Лейферкус и настоящая элегантная француженка Элизабет Видаль, которой уже и петь на надо.. И зал филармонии, и Соборная площадь взрывались аплодисментами, и  когда объявляли её номер,  и когда  она  выходила на сцену. Но всё же классическая и следующая её канонам  академическая музыка близка не всем астраханцам. Хорошо бы на втором фестивале расширить музыкальный ряд, устроив и небольшой  джазовый переполох. В Астрахань уже приезжали хорошие джазовые группы  из Ирана. Джаз тоже объединяет народы Прикаспия и ещё как объединяет! 

Да и название фестиваля - Операфёст- показывает, что новый музыкальный форум шире, чем  опера, классическая музыка. 

Очень удачно то, что Каспийский фестиваль  совпал по времени с Каспийским медиафорумом, открытием обновлённого казахского центра притяжения наших земляков, демонстрацией в «Иллюзионе» казахских фильмов. Так почему бы правительству области, так много сделавшему для того, чтобы первый фестиваль состоялся, не приурочить ко второму фестивалю открытие хотя бы небольшой художественной выставки живописцев из прикаспийских стран? А к третьей — встречу  писателей и поэтов с персидскими мотивами? 

Первый фестиваль был щедр на музыкальные сюрпризы. Это и впечатляющее выступление сводного симфонического  оркестра Прикаспийских стран с 60-ю музыкантами, которые из -за пандемии проводили репетиции с помощью интернета, и  неожиданный приезд молодой звезды  Берлинской оперы Анны Самуил, и демонстрация в филармонии прекрасного клипа на музыку Франгиз Ализаде   виолончелиста  и  президента фестиваля Фёдора Елесина ( правда, жаль, что он не  заиграл также зажигательно на виолончели на сцене , как в клипе!) Но всё же зрелищный световой  спектакль с мощным исполнением оркестром театра оперы и балета кантаты Прокофьева  «Александр Невский» превзошёл, судя по реакции астраханцев, их отзывам, все остальные номера фестиваля. Кантату можно посмотреть и сейчас в записях, прямой показ с Соборной площади шёл по ТВ, но астраханцы, как говорили мне очень многие, хотели бы услышать кантату и в театре оперы и балета. 

И мне кажется, дело не только в том, что это  красивейшее произведение и оркестр под управлением Валерия Воронина  исполнял его с необыкновенным воодушевлением, а Полина Шамаева из «Новой оперы», оплакивающая воинов на мёртвом поле, превзошла все ожидания, заставляя зрителей  то мысленно  сжаться, то распрямиться. Сама личность Александра Невского, вернее созданный летописцами  образ бесстрашного и бескорыстного  русского воина  и дипломата  и впечатляет, и делает выше, сильнее всех любящих своё Отечество. По сути  перед нами сейчас стоят те же вопросы, которые стояли перед русскими мыслителями всегда : кто мы, с кем нам по пути, кто не предаст, поможет сохранить нацию и народ. И вот именно эти вопросы языком музыки и поднимает, как мне кажется, этот фестиваль. 

Прекрасно, что у проекта «Опера на Соборной площади», который несколько лет дарил нам замечательные оперные спектакли  в Кремле  выросли, образно говоря, крылья, которые превратили проект в фестиваль, зажгли новый культурный очаг в городе, в котором Восток встречается с Западом. Теперь мы все вместе должны поддерживать этот фестивальный  огонь. 

 

ПОДПИСКА НА ГАЗЕТЫ