Танцуют и любят почти  все. Событие года в Астрахани 

Оказалось театральным 

19.09.2021 21:00 Культура
2109

 Блестящий спектакль «Братья Карамазовы», поставленный Астраханским драматическим театром,  с его пританцовывающими  в ожидании любви героями, интригующим видеорядом и игрой света станет, безусловно, театральным событием года. Его поставил новый художественный руководитель Астрадрамы Александр Огарёв, много лет проработавший режиссёром  в московском театре «Школа драматического искусства» (ШДИ). 

Для Александра Огарёва театр — это лаборатория с бесконечными поисками новых выразительных средств, а Достоевский — любимый писатель, которого он называет очень светлым и жизнерадостным. У Достоевского действительно очень акварельный, живой язык, как будто он тоже пишет в соцсетях первое, что придёт в голову, одним мазком,  причём так откровенно, что замираешь. Ведь и тебя волнует то же самое...Как можно возлюбить ближних, если они кажутся самыми дальними?! Есть ли Бог или его придумали? Почему ты обнимаешь одного, а думаешь о другом?  Почему в мире всё чаще побеждает зло?

Поставить этот спектакль режиссёр собирался ещё в Москве, поэтому осуществлять задуманное ему помогала приглашённая команда специалистов. О них он восторженно написал на своей странице в соцсетях:» О вкладе в спектакль хореографа Анастасии  Кадрулёвой можно написать роман. Она придумала и разучила с актёрами величайшее множество движений, пластических номеров. Сергей Мартынов сочинил потрясающий свет. Художник Ася Скорик сейчас стажируется в Израиле и руководила процессом по видеосвязи..» 

Очень хочется, чтобы с такой же любовью Александр Огарёв написал после  премьеры в соцсетях и об астраханских зрителях. Пока, судя по отзывам, в зрительских рядах раскол. Одни восхищаются новаторским спектаклем, находками режиссёра. Другие не понимают, почему Алёшу Карамазова играет женщина,  Александрина Мерецкая, зачем Митю Карамазова раздевают при допросе догола и с какой стати Иван Карамазов перепутал сцену с туалетом?! 

Но разве это главное? Достоевский писал, что надо любить жизнь во всех проявлениях, а не копаться в её смыслах. Тогда и смысл жизни откроется. В общем, сначала надо полюбить жизнь, а потом и появится за что. Это относится и к спектаклю по его роману. Меня сцена допроса Мити потрясла. Прилюдное принудительное  обнажение тела — самое сильное унижение души. 

Ну, а Алёша, сыгранный  Александриной Мерецкой, удивительно хорош, убедителен. И я впервые подумала, что ведь он похож на князя Мышкина из «Идиота». И почему же в нашей литературе все порядочные люди — идиоты? Александр Огарёв сказал на пресс -конференции, что давно заметил ещё одну особенность : мужчины плохо смотрятся в роли Алёши Карамазова, а вот дамы легко входят в этот образ. Может быть, потому что в Алёше живёт притягательная божья искра, которая реже осеняет мужчин? 

И ещё одно наблюдение. Читающая молодёжь относится к Достоевскому почти  как к своему современнику. Его понимают и любят, хотя  и уже изучают в школе. А вот у  старшего поколения зачастую  почти хрестоматийное отношение к писателю, его называют почему -то религиозным философом с библейским отношением к любви...Да не был никогда Достоевский религиозным философом! Он до конца жизни мучился теми же вопросами,  что и мы. И считал, что если Бога нет, его надо придумать.. Об этом в спектакле размышляет Иван Карамазов. И был он не святошей, а  игроком, кутилой, отчаянно любившим самых неподходящих женщин. Как и Дмитрий Карамазов. 

Замечательно, что многие после спектакля  скорее всего  возьмутся за  Достоевского. Перевод романа «Братья Карамазовы» на театральный язык хорош и тем,  что героев видишь более отчётливо, как под увеличительным стеклом. Потому что смотришь на них и глазами режиссёра, артистов. И я на сдаче спектакля  вдруг неожиданно для себя увидела, как похожи друг на друга и на самого Достоевского все три брата. И в неистовстве любви, и в болезнях, которые их преследуют... Может быть, на склоне лет Достоевский решил в такой романной форме написать о своих исканиях? И все три брата — это он сам? И Алёша — это он в отрочестве? Это он сражается с  необузданными мечтами, как Дмитрий? Это он ищет  Бога, как Иван? Чего только не нафантазируешь на хорошем спектакле! Или об этом пишут и литературные критики?

И ведь Смердякова, слугу, их сводного брата, преследуют те же болезни, та же падучая, как и Достоевского. По сути и он тоже Карамазов. А  отец семейства — Фёдор Карамазов. И вряд ли это случайные совпадения.

Чехов призывал выдавливать из себя  раба, а Достоевский, видимо,   — Смердякова...Ну, кого не посещали злые мысли! Но  если их не подавишь — быть беде.  Показательно, что убийство в романе совершает не Дмитрий, влюблённый в падшую женщину, почти падшего ангела Грушеньку,  а Смердяков, человек,  который никого не любил, который не знает, что такое любовь.  Низкие поступки совершают чаще всего люди, которые не способны на высокие чувства. Так что обходите за два квартала тех, кто не умеет любить! Видимо, именно это хотел сказать нам своим незаконченным романом Фёдор  Достоевский  и своим   спектаклем  — Александр Огарёв. 

Спасибо всем создателям спектакля за этот разговор с Достоевским!  

 

ПОДПИСКА НА ГАЗЕТЫ