А счастье было так возможно. Астраханцы погружаются в мир Достоевского

Кому не захотелось перечитать роман «Братья Карамазовы» 

20.10.2021 20:02 Культура
2954

Наверное, Достоевский этой осенью стал у астраханских театралов самым востребованным писателем. Ну кому не захотелось перечитать роман «Братья Карамазовы» или его рассказы «Кроткая», »Мальчик у Христа на ёлке»? Ещё никогда  у нас не готовились так тщательно к юбилеям писателей! Сразу два театра взялись за  спектакли по произведениям классика : драмтеатр и театр  оперы и балета. И оба выиграли гранты министерства культуры России. То есть астраханские зрители увидели и увидят по сути одни из лучших постановок в стране. Заявки на грант давали очень многие театры страны.

 Драмтеатр уже доказал, что грант получил более чем заслуженно. На театральном фестивале «Липецкие встречи» нашему спектаклю аплодировали и столичные критики, и зрители. Игорь Вакулин и Александрина Мерецкая получили награды за лучшие роли. Премьеру  удалось посмотреть ещё не всем театралам в Астрахани — о спектакле спорят, его стремится  увидеть  молодёжь. Некоторым он кажется слишком современным. Хотя не зря же  Достоевского называют  пророком, опережающим  и остро чувствующим время. Мне кажется, и спектаклям, поставленным по произведениям Достоевского, просто положено опережать время. 

Ну, а театру оперы и балета ещё предстоит доказать, что новый проект заслуживает внимания. В общем -то он уже заинтриговал театралов. Впервые перед показом оперы  по рассказу Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» театр решил познакомить зрителей с творчеством писателя на вечерах — портретах. 

 Я была на одном из октябрьских вечеров, на котором зрителей, в основном школьников, очень празднично, театрально  погрузили в   биографию писателя. Честное слово, я заслушалась вместе с девчонками. Оказывается, десятиклассницы читают и любят Достоевского. «Вот не согласна! — прошептала мне новая знакомая, когда ведущая вечера процитировала Бродского: »У зла нет более изощрённого адвоката, чем Достоевский». 

Но зрителям тут же предложили в этом убедиться, показав моноспектакль режиссёра Александра Прасолова «Допрос» по рассказу Достоевского «Кроткая». В аннотации  к спектаклю говорилось, что мы увидим «беспардонное копание в чужой душе в одном действии». Но на самом -то деле мы увидели прекрасный моноспектакль о несостоявшейся любви, хотя счастье было так возможно, так близко.  

У Александра Прасолова редкий талант, два в одном, он прекрасный режиссёр, который  может ставить и  моноспектакли, заменяя на сцене  сразу несколько персонажей . Я просто любовалась им в «Фаусте», когда он был то Богом, то Фаустом, то Мефистофелем,  преображаясь мгновенно на глазах. У каждого из персонажей был свой голос, своя мимика.Также завораживали его моноспектакли «Моцарт и Сальери», «Демон», «Анна Снегина». 

Но если хотите посмотреть моноспектакль  »Допрос», торопитесь! В конце октября и в ноябре  зрителей  пригласят уже на другие творческие вечера — на заседание дискуссионного клуба,  читку рассказа »Мальчик у Христа на ёлке», встречу с композитором Сергеем Дягилевым, написавшем одноимённую оперу.  А  Александр Прасолов, к сожалению, уезжает из Астрахани. Но он сказал мне, что ещё может вернуться. Если театр одобрит его новые проекты. Хорошо бы! С Александром  Прасоловым в театр пришли и оперетта ( это он поставил «Сильву») и моноспектакли. 

Сейчас все наши театры возлагают большие надежды на «Пушкинскую карту», по которой молодые люди от 14  до 22 лет могут смотреть спектакли бесплатно. Правда,  пока при условии вакцинации зрителей 18+.  Да, действительно, в театры пошла молодёжь, но скорее всего эта акция ненадолго, и закончится  вместе с вакцинацией и пандемией. Но успеют ли за это время новые зрители полюбить театр? Пока школьникам, особенно мальчишкам, в театрах  даже на замечательных спектаклях  скучновато. Да и высидеть почти два  часа без антракта  им сложно. А в тех же «Братьях Карамазовых« уж очень длинное первое действие! Не для школьников! 

Между тем театралам со стажем попасть в театр всё сложнее, дорожающие  билеты скупают школы. У нас 90 тысяч молодых людей этого возраста, не считая солдат из многочисленных воинских частей. И как бы «Пушкинская карта» не стала новой иллюстрацией к старой поговорке: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда.»Театры могут потерять старых зрителей и не успеть приобрести новых.

ПОДПИСКА НА ГАЗЕТЫ