Астраханцы получили рождественский укол 

Теперь все мы можем попасть к Христу на ёлку

09.12.2021 18:00 Культура
4539

В первый день рождественского поста наши меломаны получили настоящий рождественский укол. Укол сострадания, любви к ближним, к детям. В Астраханском театре оперы и балета впервые прозвучала мощная опера — мистерия нашего творческого земляка Сергея Дягилева «Мальчик у Христа на ёлке», созданная по рассказам Достоевского. И кто же из зрителей не задумался после представления об обездоленных детях, которых снова много в нашем Отечестве. Кто не принял решение непременно хоть как -то порадовать малышню из детских  или окрестных домов. 

Ну, а впервые опера прозвучала не просто в нашем  театре, а в театре вообще. Так что это мировая премьера, на которую приехал из Питера автор, Сергей Дягилев младший, и столичные театральные критики, от которых и зависит дальнейшая судьба оперы. 

14 лет партитура оперы пролежала в столе. Так уж у нас принято — современная  серьёзная музыка не в чести. Вот если она сохранит актуальность и через 100 лет — тогда другое дело.Правда, к композиторам выдающейся  духовной, симфонической музыки,  ушедшим из жизни, известность приходит раньше, сразу после смерти. Вот так сейчас мы совершенно с другой стороны смотрим на композитора Александра Градского. которого многие знали исключительно как исполнителя  шлягера « Как молоды мы были».  

 Правда, питерскому композитору Сергею Дягилеву повезло. Художественный руководитель нашего театра Валерий Воронин тоже из Питера. А питерские питерских не бросают. Ни в политике, ни в музыке. И правильно делают! Музыка Сергея Дягилева младшего стоит того. В Астрахани родились, то есть   впервые увидели  сцену и свет балеты Дягилева о Пиаф, Винни -Пухе, его водевиль к пьесе Соллогуба  о нежном сердце.Поэтому я и называю композитора нашим творческим земляком. 

К сожалению,  все эти произведения, если верить интернету, исполняются очень редко. Хотя они, бесспорно, хороши. Да и младшим Сергея Дягилева называют не случайно. Он, образно говоря, музыкант в кубе , внучатый племянник зачинателя русских сезонов в Париже. Но ни прекрасная музыка, ни имя — не залог успеха. Более успешны в наше время, увы, совсем другие музыканты, попавшие  в нужные денежные  руки. 

Но хочется верить, что у оперы  о мальчике, попавшем к Христу на ёлку, будет более счастливая судьба. Жаль, что ни в декабре, ни в январе мы оперу скорее всего в нашем театре  не увидим. В репертуаре  на эти месяцы её пока нет. Считается, что Достоевский вызывает уныние и может испортить предновогоднее настроение. Ну когда же у нас  Рождество будет считаться более значимым праздником, чем Новый год?! Кстати, москвичам повезло больше. 22 декабря в Зарядье прозвучит оратория Бетховена ХРИСТОС НА МАСЛИЧНОЙ ГОРЕ. 

Может быть, в Москве и о нашем мальчике вспомнят? В соцсетях, СМИ премьера оперы названа  более чем удачной. Музыканты и понимающие музыку  блогеры пишут о ней в основном восторженно. Столичные  театральные  критики осторожничают, но в общем -то тоже отдают дань  таланту Дягилева. Александр Матусевич пишет, к примеру, в газете «Культура», что композитор прекрасно владеет оперной технологией. Симфоническая часть партитуры, по его мнению, богата и насыщенна. 

Правда, театральный критик обращает внимание на то, что вокалистам повезло чуть меньше, сольные партии не поражают изобретательностью. Да, но композитору удалось, как мне кажется, нечто большее, чем сольные партии. В опере есть ещё один герой, который  присутствует только в её названии. И вот этот невидимый    герой - по сути главное действующее лицо оперы.  Мощная  музыка Дягилева сначала придавливает, потом берёт в плен и ведёт за собой. Не зря говорят, что музыка — язык Бога, она более духовна, чем слово, она быстрее доходит до человека и сильнее действует. 

Как ни странно, казалось бы, но именно благодаря опере я лучше почувствовала отношение Достоевского к религии.  В первой части оперы Дягилев негодует также, как и Достоевский. Почему ни слуги господа, ни люди не исполняют заповеди Бога? Почему  мы  забыты? Бог нас покинул? Но во второй части оперы наступает просветление. Нет. Бог с нами, он смотрит на нас. Он, образно говоря, наши руки и ноги, наша совесть. Он - это мы. И помочь несчастным людям и детям должны мы сами. 

Бесспорно, показать это просветление, которое приходит и к героям оперы, которые устраивают праздник для живых уличных мальчишек очень сложно. Наверное, режиссёр — постановщик,  равный по таланту композитору, сумел бы лучше перенести его оперу на сцену. Но у наших гениальных оперных новаторов всё это впереди. Конкурс же на постановку оперы в нашем театре выиграла студентка ГИТИСа Юлия Хубатуллина, это её дипломная работа. Без грантовой  поддержки министерства культуры России эта  опера вообще бы не была поставлена. 

Так что во всём есть свои преимущества. И замечательно, что молодая студенческая команда поставила эту оперу для таких же молодых зрителей, попавших в театр по «Пушкинской карте». Молодёжь вовремя получила этот рождественский укол. Скорее всего,  за нравственный  иммунитет участников и зрителей спектакля можно  будет не волноваться. 

 

 

ПОДПИСКА НА ГАЗЕТЫ