Лучше всего понимают мужчин всё-таки женщины 

Участвовал ли Чехов в драме на охоте, о которой написал? 

20.12.2021 21:00 Культура
3192

Жаль, что декабрьскую премьеру Астраханского ТЮЗа «Драма на охоте», поставленную по повести Антона Чехова, зрителям не удастся посмотреть в январе. Теперь этот  спектакль можно будет увидеть только 4 и 5 февраля. Не пропустите! 

Спектакль блестящий! Знакомая студентка спросила меня,  правда ли, что   от «Драмы на охоте» сносит крышу? Видимо, теперь у молодёжи это высшая степень похвалы. Я подтвердила, что сносит. Причём,  у  театралов  всех возрастов. 

 На зимнюю премьеру стоит пойти по целому ряду причин. Во -первых, вы просто получите огромное удовольствие от этой постановки  в музыкальном ключе. Во - вторых, лучше поймёте Чехова. Художественный фильм по мотивам повести «Мой ласковый и нежный зверь» снял мужчина, и от Чехова там только тень сюжета. Всё -таки женщины, как мне кажется,  психологи от природы, а дамы  режиссёры — психологи вдвойне. И это как раз третья причина обязательно посмотреть эту постановку. 

Поставить спектакль  ТЮЗ  пригласил столичного режиссёра Наталью Ковалёву, признанного мастера в театральном мире. Её спектакли украшают репертуар театра имени Вахтангова, она считает своим учителем художественного руководителя этого театра непревзойдённого Римаса Туминаса. Спектакль Ковалёвой «Танго между строк»   называют одним из лучших музыкальных  спектаклей в стране. 

Вот и   в  спектакле «Драма на охоте»  всё тоже между строк, это прекрасный мучительно — нежный танец любви с нелюбовью, пороков с добродетелью,  жизни со смертью. В нашей жизни всё перемешано, как и в людях. Герой пьесы и спектакля  — отнюдь не негодяй с гнилой и подлой натурой, как пишут некоторые театральные критики. Негодяев в этой пьесе и очень тонком спектакле, как мне кажется, вообще нет. Чехов очень тепло  пишет об обычных людях, на месте которых мог оказаться,   кто угодно. 

Чехов опубликовал эту повесть , когда ему было всего  24 года, причём   в газете. Он не включил её в собрание сочинений, никогда и нигде о ней не упоминал. Как будто её и не было... Хотя герои этой уже вполне зрелой, состоявшейся   повести выглядывают из многих его последующих рассказов и пьес. А о чём пишут молодые начинающие писатели? Конечно, о себе, своих родных, друзьях. Другого опыта жизни у них ещё нет.  

И такое  дистанцирование от ранней повести мне не кажется случайным. Хемингуэй писал, что после его первых рассказов от него отвернулись  родные и друзья. Они узнали в героях его произведений себя. В обстановке таких обид жил и Чехов… Его лучший друг, Левитан  долго не мог простить Чехову рассказ «Попрыгунья», как он счёл,  о его знакомой художнице и любимой женщине.  Они помирились только перед смертью писателя. А тут — первая большая повесть об убийстве на охоте молодой женщины, которую любил главный  герой! 

Конечно,  я перечитала перед премьерой «Драму на охоте». Уже не глазами школьницы, студентки … И лучше поняла, почувствовала своего любимого писателя. Я поняла, почему он, уже больной, как бы сам себя сослал на каторгу, отправился на Сахалин. Почему бесплатно лечил больных, строил на свои деньги больницы и школы,  хотя и сам всегда нуждался, лишних денег у него не было. Видимо, он чувствовал и свою вину за случившееся в юности с ним или его друзьями. И я уверена, что о том же самом думала и Наталья Ковалёва, когда ставила этот спектакль. Мы с ней об этом немного поговорили. 

 Литературные критики в последнее время стали  всё чаще критиковать классиков: мол, как эти кутилы, игроки, дуэлянты,  безнравственные люди могут нас чему -то учить?! Чему они научат молодёжь? Очень многому научат! Да, наши классики не были ангелами. Они были обычными умными людьми не без недостатков. И очень многие из них писали, чтобы очиститься, попросить прощение у Бога, стать лучше. И очищались, и становились лучше. 

И я очень рада, что в режиссуру всё чаще приходят дамы, понимающие наших классиков мужчин, как  никто. Два года назад Наталья Ковалёва  поставила в нашем ТЮЗе спектакль « Отцы и дети», который знакомит нас  с новым Тургеневым. Елена Котихина подарила нам «Маугли», Ксения Самодурова — Дубровского. А в Астрадраме Галина Полищук поставила не стареющие спектакли «Герой нашего времени» и «Не сотвори себе». Недавно, кстати,  мхатовский  спектакль Галины Полищук «Женщины Есенина» покорил театральную Москву. Видимо,   Астрахань стала для Полищук неким творческим трамплином.  

В общем, наверное,  21 век будет дамским. Дамы блистают  слогом и выделяются  большими тиражами в литературе, они серьёзно заявляют о себе в живописи и вот — в театре. И как тут не сказать о новой  звёздочке ТЮЗа, Александре Цибулько, сыгравшей в спектакле главную героиню. Вы увидите  в спектакле и других прекрасных  артистов: Ивана Быкова, Кирилла Соболева, Станислава Журавлёва, Марину Захарову.

 

ПОДПИСКА НА ГАЗЕТЫ