Во что упрется понтонный мост через Царев в Астрахани

24.02.2020 12:00 Общество
24
13034

На этот раз тема будет не из привычного для автора набора. Ни внешней политики, ни экономики. Впрочем, к экономике разговор все-таки будет иметь отношение, но к экономике исключительно местной, астраханской. И к местному самоуправлению за последние почти три десятка лет. А посвящен он будет
возможности наведения понтонного моста в качестве хоть какой-то замены закрывшемуся на ремонт Милицейскому.

Градодомострой
Как-то в Петербурге, когда он еще назывался Ленинградом, слышал я от тамошних архитекторов такую грустную шутку – мол, при царях город строили градостроители, а при советской власти – домостроители. К чему это? Да к закрытию Милицейского моста. Пару-тройку раз в месяц и мне приходится через
него ездить. То, что любой мост рано или поздно придется капитально ремонтировать – понятно и не архитектору. Примерные сроки ремонта тоже были понятны. К чему приведет закрытие одного из двух мостов, связывающих густонаселенные и насыщенные учреждениями и организациями части Советского района, тоже было понятно. Легко предположить, что встанет и так перегруженная ул. Боевая между
ул. Н. Островского и путепроводом в районе перекрестка ул. Заводская (это поворот к "Метро"). Ждать проверки данной гипотезы недолго – до вторника, и не хотелось бы, чтобы прогноз сбылся.

Уплотнили так уплотнили
В качестве возможного решения проблемы широко обсуждается строительство с помощью военных временного понтонного моста через Царев в створе строящегося заново Милицейского моста, точнее, рядом с ним. Понтонные парки- то в армии нашей есть и, полагаю, новый астраханский губернатор сможет
договориться с Сухопутными войсками о выделении такого парка. Даже предположим, что это уже произошло. И что? А вот тут мы упремся в нашу астраханскую многолетнюю традицию «уплотнительной застройки».
Лет 12 назад на телеканале "РЕН ТВ-Астрахань" вышел в эфир телевизионный фельетон, затем почти полностью процитированный федеральным тележурналом «Фитиль» на канале «Россия-1» - как раз про традиции «уплотнительной застройки» в Астрахани», где, например, башню Фонда соцстраха на Савушкина
архитекторы умудрились влепить прямо в середине перекрестка, навсегда парализовав движение в центре города, или где здание офиса Газпрома вынудило сузить проезжую часть улицы Ленина. Не лучше обстановка и в районе Милицейского моста.

Где "зона выжженной земли"?
Когда-то в СССР действовали довольно жесткие нормы и правила в отношении мостов и трубопроводов, являющихся по определению военными объектами. Рискну напомнить, отчего все строящиеся в 50-60-70-е годы микрорайоны имели широкие улицы, часто еще с бульварами посередине. При бомбежке городов
прилегающая к зданию улица полностью заваливается обломками на ширину чуть более половины высоты стены самого высокого здания. А для эвакуации пострадавших, тушения пожаров нужны проходы для колонн спецтехники. Вот для этого и проектировались широкие улицы и бульвары – они оставались вне зоны сплошных завалов и по ним можно было проложить колонные пути.
С мостами все было еще жестче – вокруг подъездов к ним создавалась «зона выжженной земли», чтобы даже мышка не могла подойти незамеченной ВОХРовцем со старой "мосинкой" на плече… Но холодная война закончилась, и мы имеем то, что имеем – улицы-коленвалы и улицы-тупики. Как и кто давал

разрешения на застройку, или не давал их вовсе – хотелось бы услышать и в отношении района, прилегающего к Милицейскому мосту.

А теперь на фотоэкскурсию.

На первый взгляд, проблем со съездом с ул. Б. Хмельницкого на будущий понтонный мост нет – едем от центра в сторону МСЗ и перед мостом съезжаем направо на ул. Липатова и тут же налево к берегу… Не тут-то было!

Вам путь преградит шлагбаум с грозной надписью: «Частная собственность, въезд ограничен»! Дальше – больше.
За воротами вы упретесь в узкий проезд на частной территории между гаражами и офисно-складским зданием (зеленая стрелка). Если вы по пути к берегу попробуете объехать комплекс справа, то упретесь в запертые ворота. Нечто подобное я наблюдал в советское еще время, когда после строительства
«обкомовской» больницы была перекрыта заборами ул. Казанская, часть этих заборов стоит до сих пор, прерывая тротуар и создавая угрозу жизни пешеходов.

С левым берегом Царева закончили, перейдем к правому. На первый взгляд – тоже все просто: едем от МСЗ в центр, подъезжаем к Цареву, сворачиваем налево на ул. Кабардинскую в надежде въехать на вожделенный понтонный мост и тут…

 Смотрим на зеленые стрелки – берег между ул. Кабардинская и урезом воды густо застроен и новоделом, и полуразвалившимися строениями – домиками, сараями… Проезды обозначены стрелками, по ним может пройти только одна машина, где-то надо сносить сараи, а где-то и ветхий дом, в котором все еще живут…

Выводы
Понтонный мост оборудовать можно, но придется договариваться с собственниками и, почти наверняка, платить им компенсацию. Понимаю, что денег жалко, но потери от пробок и паралича огромного района будут неизмеримо больше. Не говорю уже об экологии – сколько выхлопных газов выбросит в наши
легкие стоящий в пробках транспорт.
А пока суть да дело, есть предложение к новым городским властям, которым эта беда с уплотнительной застройкой досталась от прежних градоначальников: не берите все на себя, опубликуйте документы об отведении земельных участков около Милицейского моста – вместе с подписями должностных лиц, чтобы мы знали своих героев. Если есть самострой – снесите его, а если участки отводились официально, но с нарушениями норм – опубликуйте, не стесняйтесь, не берите все на себя, мы хотим знать, кто это сделал. И сами так никогда не поступайте – я имею в виду «уплотнительную застройку».