О чём спорят астраханские театралы в соцсетях  

Астраханцев заворожили человечки в серых комбинезонах

27.03.2022 21:00 Общество
4160

До новой встречи с загадочными человечками  в серых комбинезонах не так уж много времени. 1 апреля Астрадрама снова пригласит на сцену Воланда с его разношёрстной свитой (кот настоящий), и зрители увидят самый, пожалуй, молодёжный спектакль театра «Мастер и Маргарита», сотканный из мультяшной музыки и шагающих по сцене (в прямом смысле!)  строк романа Булгакова. 

Я очень рада, что у нас в городе теперь прописаны не только Анна Каренина и Вронский, Печорин, Базаров и Дубровский, но и Мастер с Маргаритой, Воландом и свитой. Есть о чём поговорить и поспорить театралам. Но таких противоречивых оценок спектакля я ещё не встречала. Хотя, конечно, самым непонятым спектаклем у нас в городе  пока остаётся авторский балет Дмитрия Гуданова «ЛЁ ПАРИ». Спросила недавно у театралки со стажем, в чём же был смысл пари Шопена с Листом? Но она просто не поняла, о каком пари я говорю. Слово пари она перевела, как Париж...  

Самый же распространённый отзыв о спектакле «Мастер и Маргарита» в соцсетях: «Мне не было скучно. Смотрела не отрываясь. В спектакле очень много интересных авторских решений. Взаимодействие с залом — одно из них».

Да, массовка в серых комбинезончиках, названная в программке артистами варьете, встречает зрителей уже в фойе. Этим динамичным коллективным образом спектакль напомнил мне ранние любимовские работы в Театре на Таганке. А многие герои спектакля вообще сидят рядом со зрителями. Кстати, и я не могу забыть Мастера (Кирилл Имеров), который протянул мне в финале спектакля яблоко, надкусанное Маргаритой — Евой. Он на меня так посмотрел, что я машинально взяла это яблоко и стала, видимо, единомышленницей первых грешников...Так что весь зал — участники спектакля. 

Ну, а к второй группе рецензентов из соцсетей я бы отнесла любителей театральных шарад. Одна из театралок пишет, что режиссёр спектакля Сергей Филиппов, безусловно, разоблачает в спектакле соцарт. Многие мизансцены она расшифровала, остались ещё три. И вот она снова пойдёт на спектакль 1 апреля и уж тогда всё поймёт! И таких отзывов очень много. Поколение ЕГЭ и к спектаклю относится, как к тесту. 

В общем-то любой спектакль, любая книга — это по большому счёту тест для зрителей. И никто из художников не подсказывает ответы. Тогда неинтересно будет читать и смотреть. Достоевский говорил, что свой роман «Братья Карамазовы» он написал ради главы об инквизиторе. Кто бы мог подумать! До сих пор, кстати, литературные критики размышляют и о том, что хотел сказать Булгаков своим последним романом. Последние романы — самые неразгаданные.  И о том же думают режиссёры спектаклей, поставленных по мотивам знаменитых романов. 

Но, пожалуй, самое интересное — читать, что пишут в соцсетях театралы мужчины, которые составляют, наверное, пятую часть зрителей. Мужской взгляд на спектакль Филиппова, который разделяют и некоторые дамы, меня в общем-то потряс. Мужчины всем сердцем жалеют Мастера, несчастного человека, которого оказывается подмяла под себя грешная женщина, Маргарита. Они уверены, что все несчастия Мастера от Маргариты, ведь это она познакомила его с Сатаной, а потом, в конце спектакля ещё и дала яблоко Мастеру, как когда-то Ева Адаму.

Некоторые, кстати, видят в таком переосмыслении образа Маргариты и Мастера новаторство режиссёра. И именно женщина — якобы  источник зла. Да, новаторский характер инсценировки романа, сделанной приглашённым режиссёром спектакля, налицо, и именно он, конечно, привлёк художественного руководителя театра Александра Огарёва, много лет проработавшего в главной театральной лаборатории страны, в ШДИ (Школа драматического искусства). Но это новаторство, как мне кажется, скорее в исследовании природы зла. 

Автор спектакля, как и Булгаков, врач по образованию. А для врача главным всегда остаётся исследование характера человека, души. Сюжет второстепенен. Ну, а образы героев напоминают фигуры матрёшек, различающихся только масштабом зла. Один и тот же артист играет, например, и Иуду, и поэта Ивана Бездомного, готового легко отречься и от своих друзей, и от своих стихов.

Зло в этом спектакле многомерно. Оно похоже на грибницу, в которой каждый гриб связан с каждым. Никто бы не смог взять взятку, если бы их не давали. Эпизодические герои романа здесь как под увеличительным стеклом. Служанка Воланда Гелла (блистательная Александрина Мерецкая) затмила Маргариту, став по сути главным действующим лицом. 

Зло существует, потому что порочные люди поддерживают друг друга. Зло необходимо, потому что только старая метла знает, где лежит мусор. Для Воланда нет тайн, потому что мы видим в других собственные недостатки, а он соткан из недостатков. 

Можно ли вырваться из этого мира, погрязшего в зле? Да. Любовь творит чудеса. Но влюблённый человек, который не способен никого ненавидеть, как Иешуа и Мастер (Кирилл Имеров) похож в спектакле на сумасшедшего. Кстати, вспомнились и другие положительные и полусумасшедшие герои наших романов : Дон Кихот, князь Мышкин, Гамлет. Так что в этой мысли что -то есть… 

И я впервые, благодаря спектаклю, поняла, почему Маргарита с Мастером, озарённые любовью, награждены странной одинокой полусвободой. Если Земля — жилище для вечных грешников, то место, в котором они оказались, что-то вроде колонии-поселения. Чтобы освободиться по-настоящему, надо и жить иначе. 

Но и мне что-то захотелось посмотреть этот спектакль ещё раз. И в другом составе. И через год, два. Возможно, тогда спектакль, у которого, безусловно, будет долгая жизнь, заиграет новыми красками. Мне кажется, пока в спектакле автор инсценировки спорит с режиссёром, то есть с самим собой. Всё-таки, наверное, спектакли лучше ставить по чужим пьесам. Тогда лишнее можно легко убрать, а автору  жалко. 

Да, многие спрашивают, стоит ли перечитывать или читать роман Булгакова перед спектаклем. Всё ли они поймут, если забыли роман? Перечитывать не обязательно, но познакомьтесь в Интернете хотя бы  с кратким содержанием. Спектакль — не пересказ романа. Это другое художественное произведение со знакомыми героями. И этот спектакль изменяет не только канву романа, он немного меняет и нас. Если Мастер ещё раз протянет мне на спектакле яблоко, я его не возьму! 

Куда пойти учиться в 2022 году?! Выбираем ВУЗ или колледж