Мистика происходит в астраханских театрах 

Похоже, астраханские театры нашли свою нишу. Одни театры  учат думать, другие - экспериментировать

25.04.2022 20:00 Культура
2799

Сердце сжимается, когда читаешь о происходящем сейчас  в столичных театрах. 

 Писатель Юрий Поляков пишет на своей странице в соцсетях:" Идея влить блестящую "Сферу" в мутный "Эрмитаж" чудовищна." И ему веришь. Но, с другой стороны, и минкульт РФ можно понять. Как подсчитали недавно театральные критики, в Москве и Питере сейчас  больше театров ( вместе с частными), чем в целом в стране. И все ждут  или стабильного финансирования,  или хотя бы грантов. Так что сокращение числа театров неизбежно.

 Провинциальных  же театров  этот прессинг коснулся пока незначительно. Большинство театров в регионах,   судя по фестивальной и премьерной афишам, успешно развиваются. И наша область не исключение. 

Недавно  в Астрахани побывали  члены экспертного совета международного фестиваля "Золотой витязь". Приезжали они, чтобы посмотреть спектакль драматического театра "Спасите Лёньку!" по пьесе Малики Икрамовой, который поставил художественный  руководитель театра заслуженный артист России Александр Огарёв. 

Рекомендованный спектакль, который включён в отборочный лист фестиваля, членам экспертного совета не просто приглянулся. Александр Мягченков написал в соцсетях на своей странице: " То, что нам представил Астраханский драматический театр,  стало большой неожиданностью. Сколько режиссёрской фантазии! Какой живой, современный и очень актуальный театр!" 

Кстати, астраханцы смогут посмотреть этот захватывающий спектакль о мальчике Лёньке из блокадного Ленинграда 9 мая. Покупайте билеты заранее! Спектакль всегда идёт с аншлагом, потому что театр  отправляет всех зрителей в воюющий Ленинград, прямо в квартиру к Лёньке. Туда же, спасать Лёньку от голодной смерти,    устремляются и звери  из экзотических стран.  Ну, а "машина времени", в которой размещают зрителей,  стоит на сцене.

 Спектакли малых форм, в которых действие разворачивается прямо у тебя перед глазами, в двух - трёх метрах,  это, похоже, беспроигрышный вариант для привлечения в театр новых зрителей. Многие мои знакомые, которые не считали себя театралами,  влюбились в театр именно глядя в глаза артистам на спектаклях в малых залах,  на сцене или в гостиной. 

 И хорошо, что такие спектакли ставят во всех  наших областных  театрах всё чаще. В малом зале ТЮЗ поставил блестящий  спектакль "Прощание с Матёрой" по повести  Валентина Распутина. Драмтеатр же также на сцене устроил астраханцам свидание с инспектором Раффингом, расследующим почти магическое происшествие с участием настоящего призрака.

 Ещё одна театральная тенденция этого  года - обращение к мистике. В драмтеатре новые  призраки поселились ещё при постановке спектакля  "Мастер и Маргарита". Ну, а Призрак Алексея Матвеева, которого  великолепно сыграл Алексей Дуганов, это просто находка. 

  Есть  мистика и в тюзовской премьере "Прощание с Матёрой". И, конечно, от начала до конца был мистичен недавний концерт в театре оперы и балета  "Голос фатума". Там под музыку Стравинского духи даже  парили над зрителями. 

Доброй и, наверное, оправданной традицией стало обращение наших театров в этом сезоне и  к  классике 20 века. В театре оперы и балета 15 мая мы услышим симфонический концерт "Крещендо  советского искусства". ТЮЗ  после Распутина обращается к пьесе Максима Горького "Последние". Андрей Радочинский продемонстрирует своё виденье горьковской пьесы 20 и 29 мая. Ну, а драмтеатр  скоро познакомит нас с прозой талантливого, но незаслуженно забытого Андрея Платонова.

 При этом у всех наших театров своё лицо, своя ниша. Художественный руководитель ТЮЗа Сергей  Тараскин, поставивший завораживающий спектакль "Прощание с Матёрой",  сказал журналистам, что ТЮЗ - семейный театр, исследующий отношения между людьми. Цель театра - научить молодёжь и школьников думать, говорить об увиденном. Именно поэтому режиссёр  предлагает зрителям  обсуждать спектакли. 

Есть о чём поговорить и после спектакля "Прощание с Матёрой". Я, например,   так и не поняла, как удалось Сергею Тараскину, сохранив распутинский посыл, создать тем не менее такой светлый спектакль, наполняющий новыми силами. Видимо, таинственное сочетание блестящей актёрской игры, музыки, танцев и чего -то неуловимого, витающего над сценой, создаёт то почти медитативное состояние,  в которое на целый час  и погружают зрителей.  

Ну, а драматический театр стал у нас с приходом Александра Огарёва, много лет проработавшего в театре "Школа драматического искусства" (ШДИ) настоящей площадкой для экспериментов. 

 Экспериментирует в спектакле  "Пять жар -птиц инспектора Раффинга" и Алексей Матвеев. Он сказал  перед  премьерой    журналистам, что каждый увидит в этом спектакле, в котором он частично отпустил артистов в свободное плавание, что -то своё. Для одних это будет драмой,  для других останется захватывающим детективом. Ну, а я неожиданно для себя увидела в этом спектакле великолепную комедию с трагическим исходом. Но ведь такова и наша жизнь. 

Кстати, одно пожелание театру. Замечательно, что Призрак вовлекает зрителей в действие, подбрасывая им записки с подсказками, объясняющими, кто же лишил его жизни. Но почему бы не предложить зрителям в антракте устроить мозговой   штурм и  не подбросить инспектору в корзинку записки с фамилией возможного убийцы? Ну, а победитель мог бы сфотографироваться после спектакля с инспектором Раффингом! Заслужил!

Куда пойти учиться в 2022 году?! Выбираем ВУЗ или колледж