Первая волна шока после массового убийства в керченском колледже прошла. Что дальше?

Первая волна шока после массового убийства в керченском колледже прошла, оставив странное ощущение. Ну, традиционно во всех бедах обвинен интернет и западное кино, кто поосведомленнее и ближе к теме (например, секретарь Совбеза Н. Патрушев), указали на недостатки в учебно-воспитательной и предупредительно-профилактической работе с молодежью.

Гигатонны ненависти
Итак, об “учебно-воспитательной работе”. Не сомневаюсь, что она и в этом колледже была организована в точном соответствии с нормативными документами, о чем наверняка имеются соответствующие отчеты. Сваливать все на “колумбайны”, конечно, можно, но игнорирование окружающей нашей внутренней реальности – это опасная ошибка. Нападения в школах уже были в 2014 и 2017-м.
Язык ненависти, разрушение горизонтальных связей в обществе, вытравливание критического мышления, милитаризация массового сознания – разве это не та информационная среда, в которой мы живем и которая, сгущаясь год от года, формируется отнюдь не интернетом и “враждебным зарубежьем”?
Если в самом начале 2000-х в наших учебных заведениях еще велось обучение основам толерантности, то уже через несколько лет основной насаждаемой в обществе идеологемой стала ксенофобия, а слово “толерантность” нашей пропагандой было трансформировано в почти нецензурный мем. А к началу 2014 года даже ксенофобия, которая подавалась под маской “патриотического воспитания”, была сочтена недостаточно агрессивной, и в уши, в глаза и в души полились гигатонны ненависти ко всему окружающему нас двуногому.

ТВ разрушает  психику
Основным проводником этой пропаганды ненависти стали центральные российские телеканалы. Истерический тон подачи материала, драки в ток-шоу, грубые подделки (“распятый мальчик”, кадры из кинофильмов под видом новостных сюжетов и т. д.) в информационных программах… Психика взрослого здорового человека не сможет выдержать такого напора. И неважно, что телевизор смотрят не все, достаточно тех 75% населения, которые телевизор смотрят и в общество увиденное транслируют, часто с еще большим накалом. Частенько приходится урезонивать таких “телезрителей”, которые в компании начинают пересказывать увиденное: “Чего кричишь-то, скажи по-человечески, что хочешь”. В ответ, увы, часто слышишь нечто нечленораздельное, даже не напоминающее человеческую речь. А помните советское ТВ? “Клуб кинопутешествий”, “Кинопанораму”, “Музыкальный киоск”?..

Стабильный рост  насилия
Человеческой психике свойственно, во-первых, накопленную агрессию обязательно канализовать на что-то или на кого-то, во-вторых, переносить агрессию с недоступных объектов на доступные. Но окружающие двуногие – это далеко, до них не дотянешься. И вот мы видим нарастание насилия в семьях и на улице. Поспорили по пустячному поводу два водителя, и один из них хватается то за нож, то за травмат, а то и за что-то более тяжелое. Эпизодами насилия в семьях все плотнее заполняется и наш быт, и выпуски новостей. Субъективное восприятие говорит о стабильном росте насилия. Даже официальная статистика по такому виду преступлений, как убийство, ставит Россию в мировом рейтинге сразу за странами Центральной и Южной Америки (кстати, в США показатель убийств на 100 тыс. населения примерно в 2,5 раза ниже, чем в РФ). Вообще злые языки говорят, что кривая криминальной статистики в России хорошо коррелирует с циклами смены руководства. Да и криминализация/декриминализация отдельных составов преступлений, в том числе побоев, делает данные трудно сопоставимыми по годам.

Ничего не изменится
Все эти грустные наблюдения подталкивают к мысли – выводы из произошедшей трагедии будут сделаны традиционные, в духе: “запретить”, “ограничить”, “усилить”, “углубить”, ну и т. д. То есть выводы не будут сделаны никакие.
А выводы следует делать в первую очередь в отношении информационной среды, которую мы сами создаем и в которой живем. Пора заняться внутренними проблемами, а не спихивать все на внешние. И это касается не только насилия в быту или на улице.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Капча: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.