Поправки в Конституцию и новое правительство: перестановка стульев на «Титанике» или толчок к развитию?


Наконец стали понятны планируемые изменения Конституции РФ – президент внес на рассмотрение Федерального Собрания соответствующий законопроект.

Изменения в рабочем порядке
Не идет речь об изменениях 1-й главы – то есть основ конституционного строя. А то многих пассаж в Послании насчет приоритета российских законов над международными обязательствами слегка напугал, так как наводил на мысль об изменении п. 4 ст.15 Конституции, для чего требовался бы созыв Конституционного Собрания, что пока невозможно из-за отсутствия необходимого конституционного закона о КС.

Так как планируются изменения только глав 3-8, то и «всероссийское голосование» не требуется, достаточно, чтобы изменения помимо Федерального Собрания поддержали две трети органов законодательной власти субъектов федерации. Ну, раз уж для пущей легитимности захотелось не предусмотренное никаким законом «всероссийское голосование» – пусть так, но это уже «пиар-акция», а не волеизъявление.

Выворачивание смыслов
Чтобы не возвращаться к наиболее шокирующей теме международных обязательств РФ, то все изменения формально сведутся к дополнительному абзацу ст. 79. Сейчас она гласит: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации». Теперь добавится еще: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».

На первый взгляд – «масло масляное», зачем чернила тратить. Дьявол может окопаться в детали – слове «истолкование». По части выворачивая смыслов наизнанку с нашими правоприменительными органами вряд ли кто в мире может соревноваться. Не забудем, что решения Европейского суда по правам человека нашу номенклатуру достали – Россия постоянно выплачивает жертвам собственной судебной системы небольшие суммы, но этих сумм очень много, так как наша судебная система регулярно международные суды проигрывает. Аналогичная история с арбитражами – только что мы видели проигранные Украине огромные суммы. А на носу у нас международный суд по сбитому «Боингу». Вот и страхуемся.

Бомба в общежитии
Но, во-первых, «истолкование» изменённой 79-й статьи легко может создать коллизию с упомянутым п. 4 ст.15, а, во-вторых, игнорирование решений международных судов и других международных организаций может привести к невозможности иметь российскую собственность за пределами РФ и т. д. Если ты занимаешь махонькую комнатушку в общаге, то тебе придется подчиняться правилам общаги, даже если у тебя под кроватью атомная бомба, насаженная на «Искандер». То есть, игры затеяны рискованные и предположу, что норма будет использоваться лишь для пропагандистских целей внутри России. Если переусердствуем с «истолкованиями» – окажемся в положении Северной Кореи.

Норма это изоляционистская и потенциально опасная, если кто забыл «железный занавес», то самое время вспомнить. А зараз и понять, что «железный занавес» может быть опущен не только с нашей стороны. Для понимания ситуации замечу, что страны бывшего СССР, которые мы называем то СНГ, то ЕАЭС, с той стороны Зазеркалья называются «странами санитарного кордона».

Пронзающая вертикаль
Значительная часть вносимых норм, несмотря на некоторое ослабление института президентства и передачи части его полномочий парламенту, направлена на усиление централизации государства через силовые структуры и включение местного самоуправления в некую «единую систему публичной власти» — дополнительный п. 3 ст. 132: «Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». Тут тоже возможны разные «истолкования» вплоть до прямого подчинения органов местного самоуправления субъектам федерации. Но, как известно, у нас свирепость законов компенсируется лишь необязательностью их исполнения. Поживем – увидим.

Заинтриговавшая всех норма о Госсовете будет включена в виде второго пункта «ж» в ст. 83 о президенте РФ. Напомню – первый пункт «ж» посвящен Совбезу РФ. Но если Совбез президент формирует и им руководит, то Госсовет он только будет формировать «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства», но не руководить им. Только что В. Путин высказался против некой надстройки над институтом президентства, назвав ее «двоевластием». Увидим, как дополненная ст. 83 будет реализована на практике.

Правительство жесткого перехода
В заключение пару слов о новом составе правительства. Первое. Назначение Медведева в Совбез – это не понижение, это плавный ввод его в силовые структуры, где он пока чужой, вдобавок «либерал». Совбез, в отличие от Госсовета – с самого начала конституционный орган, а Госсовет только им становится. Второе. Из 21 министров сменены 9 – немало. Наиболее примечательным кажется смена главы Минэкономики – теоретик Орешкин заменен на практика Решетникова, побывавшего в губернаторском кресле крупного региона и собянинской администрации. Плюс назначение первым вице-премьером знаковой фигуры – экс-советника президента по экономике, а до того министра экономики Белоусова.

Назначения эти говорят о том, что дела в российской экономике еще хуже, чем предполагал автор. В целом силовая направленность нового кабинета усиливается, скорее всего мы увидим ужесточение и налогового и административного пресса в ближайшие месяцы. Пока не будем комментировать обилие цитат из соцсетей по поводу нового министра культуры Любимовой, если эти цитаты действительно принадлежат ей, то назначение укладывается в ту же парадигму — усиление беспардонного административного давления на общество, граждан и бизнес. Зачем усиливать? А чтобы лучше слушались в переходный период. То есть, мы имеем правительство более жесткого администрирования и выжимания «жирка» из населения, а не правительство развития. Буду рад, если моя оценка окажется ошибочной, проверить это можно будет не позднее осени.

комментария 2

  1. Алексей:

    Солидарен с вашим мнением.! Да,поживем-увидим.

  2. николай:

    А вы друзья как не садитесь всё ж в музыканты не годитесь.