Про астраханское село с музыкальным названием

В Астраханской области есть село с музыкальным названием. Казалось бы, топоним “Басы” связан с пением и музыкой. Но всё куда сложнее.

Крепостные и беглые
Первая нестыковка связана со временем возникновения села. Современные справочники называют первую половину XVIII века, а местные жители уверены, что оно появилось в 1800 году. В энциклопедии Брокгауза и Ефрона сказано, что село Басы или Басинское стояло на реке Узе, которая соединялась с ильменем, служившим для сплава соли, добываемой ежегодно из соседних местных озер – Басинских, Новонайденного, Малиновского и др. Они располагались совсем недалеко от пристани села.

Первыми жителями были переселенные сюда крепостные из Вятской и Казанской губерний. Занимались они казенными перевозками соли от озер до пристани. Жили здесь и беглые из других губерний, гулящие люди. Они временно работали на погрузке соли, а затем оставались. Иногда на село совершали набеги калмыки, угонявшие скот.
Версий происхождения топонима несколько.

Безбашенный?
В современных справочниках название возводят к тюркскому “бас” – “голова”. В топонимике этим словом обозначают вершины, верховья рек. Поэтому название предлагают расшифровать как “возвышенное место”. Или связать с термином “край”, поскольку недалеко идет природная граница зон подстепных ильменей и соленых озер. Эта версия связывает топоним с особенностями ландшафта.

Но жители села убеждены, что слово “Басы” произошло от татарского “башсыс” и переводить его надо как… “человек без головы”. Тут можно увидеть иносказание: “безголовые” люди – значит, гулящие, пришедшие невесть откуда, может быть, сорви-головы, как бы сказали сейчас – “безбашенные”.
Однако обе версии слабо вяжутся с историей села: вспомним, что заселялось оно русскими людьми, выходцами из северных волжских регионов. Вот здесь и будем искать разгадку.

Или красивый?
Лингвисты давно выяснили, что в Верхнем и Среднем Поволжье, в Поморье слова, похожие на наше название, обозначали красоту, пригожесть, блеск. Это и бась – украшение, и баса́ – красота, наряд, изящество, и ба́сый, ба́ско́й – красивый. Есть и много поговорок: “То и баса, что руса коса”, “Сколько прибасов ни надевай, а басы не прибудет”, “Бася приглядится, а ум пригодится”. От корня “баса” произошли слова басня, байка. Басый, баский, басистый – видный, осанистый, проворный, вежливый, приветливый, речистый, хороший и добротный. У народа коми “бас” означает “украшение”. Некоторые предложили считать эти слова заимствованными: из древнеиндийского – “свет, блеск”, древнеанглийского – “багровый” или ирландского – basc (красный).

Басалаем, басилой называли щеголя, франта, иногда укоризненно – сорванца, повесу. Басать, басить – занимать в беседе других, потешать россказнями. В Архангельской губернии “баска” означала детскую игрушку.

Таким образом, топоним произошел от терминов, означающих красоту, потеху, красноречие, щегольство. Относиться это могло и к красоте местной природы, и к жителям села. Возможно, они были щеголями, или любителями рассказов и баек, также “сорванцами”, повесами. Название могло иметь негативный оттенок, ведь “басамыга (басамыка)” – тщеславный человек. Баскалиться, баскалычиться – то же, что жеманиться, красоваться.

Есть и ещё варианты
Впрочем, на этом версии не кончаются. Лингвисты указывают на еще одно значение слова “баси́ть” – лечить, исцелять. Можно было “баситься у бабки”, “лечиться у басихи”. В XIX веке у жителей Казанской губернии слово означало оглашение брачущихся, повещение. Наконец, в жаргоне донских казаков слово “басовать” связывалось с поведением коней: яриться, ржать, фыркать, грызть удила. Среди ижевских терминов есть слово “лабаза” или “лабуза” – плавающий островок из дерна, водорослей и камыша. Может быть, “басы” – искаженное “лабазы” именно в этом смысле – плавающие островки? Или еще проще – сокращенное от лабазов (навесов, сараев), где хранилась та самая соль, доставляемая с озер.

Тем не менее, наиболее жизнеспособной версией видится та, что связывает топоним с красотой, щегольством и красноречием.