Производство пива в Астраханской области выросло почти в пять раз. Местные пивовары отвоёвывают свою нишу

10.08.2020 07:00 Новости
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Какой астраханец не любит в жаркий летний, да и в нежаркий зимний день попить пивка с воблой? В советское время на прилавках магазинов и в пивнушках было в основном астраханское пенное. Потом оно практически исчезло, и местный рынок захватили иногородние и мировые гиганты. Но в последние годы в регионе наблюдается устойчивый рост производства пива, что дает дополнительные налоговые поступления в областной бюджет. Объемы его, конечно, несопоставимы с продажами известных брендов, но астраханские пивовары за ними и не гонятся.

Пятикратный рост
На недавнем заседании комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в регионе, которое провел губернатор Игорь Бабушкин, рассматривался вопрос производства и оборота пива и пивных напитков на территории региона.
По информации регионального министерства экономического развития, за последние три года пивоваренная отрасль Астраханской области показывает устойчивый рост. С 2017 года производство пива в Астраханской области выросло почти в пять раз, с 22,7 тысяч декалитров (дал, 1 декалитр – 10 литров) в 2017 году до 107,2 тысяч дал в 2019-м. В первом квартале 2020 года астраханские пивовары произвели 22,3 тыс. дал – больше, чем за весь 2017 год. В настоящее время в регионе производством пива занимаются девять компаний, отмечают в минэке.
Пиво – продукция подакцизная. Акциз на пенный напиток крепостью от 0,5 до 8,6% сейчас составляет 22 рубля за литр продукции. Он взимается с производителей. В региональном минэкономразвития подсчитали, что с 2017 по 2019 годы за счет средств от уплаты акцизов в областной бюджет Астраханской области поступило 28,5 млн рублей, за первое полугодие 2020 года – 5,5 млн рублей. Цифры, конечно, скромные, но в минэке надеются, что тренд на замещение ввозимой продукции местным производителем будет идти по восходящей линии.

Найти свой уголок
Пока же астраханские пивовары занимают очень скромную нишу на рынке реализации пива в регионе. Времена, когда Астраханский пивкомбинат почти полностью покрывал потребность области в хмельном напитке и отгружал продукцию в другие регионы, в частности в Калмыкию, канули в Лету в начале
2000-х вместе с комбинатом, на территории которого (и стоявших рядом других флагманов астраханской экономики времен СССР) сегодня расположился жилой комплекс.
В лучшие свои годы пивкомбинат варил более 1,5 млн дал пива в год – в 15 раз больше, чем его производят в регионе сегодня. В настоящее время потребности астраханцев и гостей нашего края в пенном выросли: по данным Росалкогольрегулирования, в 2019 году в Астраханской области было продано около 3,8 млн декалитров пива и пивных напитков. То есть пока доля астраханского пива на рынке составляет всего 3%.
Но понятно, что у скромных астраханских пивоваров нет ресурсов для конкуренции с национальными и транснациональными гигантами, поставляющими свою продукцию российских и мировых брендов во все уголки России. Их задачи менее масштабны: найти свой уголок на рынке, наладив поставки в том числе и на предприятия общепита, и постараться его из года в год расширять.

Бутлегеры мешают
И здесь важное значение приобретает борьба с контрафактом. Как отмечалось на заседании комиссии, несмотря на все лицензии, системы ЕГАИС, акцизные марки и прочие меры, призванные контролировать производство алкогольной продукции на всех этапах от производителя до покупателя, в регионе реализуется значительное количество “безакцизного” пива,в том числе и через оптовиков. “У нас есть основания полагать, что в Астраханской области сложился теневой сектор оборота этой продукции, – заявил министр экономического развития региона Казбек Хадиков, – что создает предпосылки для развития недобросовестной конкуренции и негативно влияет на формирование доходной базы регионального бюджета”.
В связи с этим министр предложил вместе с территориальными органами МВД, налоговой и таможенной службами, Роспотребнадзором и Росалкогольрегулированием усилить межведомственное взаимодействие, а также поставить на поток профилактические мероприятия в отношении организаций, осуществляющих оптовую торговлю пивом.
А раньше пиво просто водой разбавляли…