Шантаж маршрутчиков и другие реалии астраханских речных трамвайчиков

13.05.2018 08:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

С некоторым опозданием, несмотря на официальное открытие навигации, на “астраханскую” Волгу вышли речные трамвайчики: и прогулочные, и пассажирские. К последним множественное число здесь вряд ли подходит – по дачным маршрутам, как и прежде, горожан возит только любимый теплоход “Москва-169”, спущенный на воду 33 года назад. По меркам речников, возраста “сморщенного подростка”. Маршруты те же Этот трудяга ходит по двум дачным направлениям: до Пионерлагерей и Яманцуга. На сайте АПАТ-3, на чьем балансе находится трамвайчик, вывешено расписание его движения. Как отметили в региональном минтрансе, он отремонтирован, модернизирован и отвечает всем требованиям безопасности. “Астраханцы” под москвичами Три других трамвайчика, которые получили название “Астраханец”, находятся на балансе ЗАО “Гознак лизинг” по договору аренды с пассажирским автотранспортным предприятием № 3. Это московская компания, основная деятельность которой – лизинг морского и речного транспорта. Рейсы в прошлое Напомним, “Астраханцы” были построены в 2014 году. Их прихода жители города ждали с особенным нетерпением. Предполагалось, что эти трамвайчики восполнят нехватку речных пассажирских перевозчиков, ими заполнят опустевшие с советских времен ниши списанных (проданных, порезанных) “маломерок”. Говорилось, что “Астраханцев” пустят по исчезнувшим направлениям – в микрорайоны “десятки” и 3-го Интернационала, Приволжья и АЦКК. Планировался и запуск этих трамвайчиков в пригородные районы. “Спасибо, не нужно” Однако уже первый год их эксплуатации показал: что-то пошло не так. Во-первых, они долго не выходили на “работу”, отстаиваясь на причалах. Во-вторых, они не понравились самим астраханцам: “маломерки” получились абсолютно закрытыми, душными и некомфортными. В-третьих, выяснилось, что сами причалы к этому времени “местами” пришли в непригодность или вовсе исчезли. А в-четвертых, что, возможно, и стало главной причиной их “ребрендинга”, – они оказались никому особо и не нужны. Шантаж маршрутчиков То есть астраханцы, особенно жители правобережья, которые так ратовали за возрождение пассажирских трамвайчиков, вспоминая прежние времена, массово на них и “не пересели”. Масла в огонь добавили и наземные перевозчики. В прошлом году маршрутчики дали понять, что могут свернуть свои маршруты, если власти будут активизировать и пропагандировать речной транспорт в правобережном направлении. Сегодня эта ситуация представляется вообще недопустимой: в городе, где напрочь отсутствует общественный транспорт, заявления маршрутчиков выглядели как чистой воды шантаж. Грабли наготове Однако, если исходить из конспирологической версии, которая выглядит довольно логичной, властям это было удобно: пассажирский речной транспорт абсолютно убыточный, “Москву” уже трудно содержать, что ж говорить об “Астраханцах”. Хотя попытка была. В прошлом году “Астраханцев” запустили в мкрн им. ХХ лет Октября и Ассадулаевский пляж. От первого маршрута, который был продлен аж до АЦКК, отказались уже в июле: практически возили “воздух”. Но и теперь в областном минтрансе не отказываются от этого “проекта”: в ведомстве ответили, что вопрос курсирования трамвайчика от 17-й пристани до “десятки” прорабатывается. “Миссия” или бизнес При грубом подсчете выходит, что “Астраханец” в качестве прогулочного судна стоит 200 руб./1,5 ч. вокруг Городского острова. А время в пути до Пионерлагерей и Яманцуга – почти два часа (и 2,5 часа обратно) за 50 рублей в один конец. В первом случае коммерсанты заявляют, что не будут “катать” экскурсантов, если их наберется менее 18 человек. Во-втором нетрудно догадаться, что перевозка пассажиров состоится при любой “погоде”. К слову, “Астраханец” тоже пришлось “модернизировать” – на нем поставили кондиционеры. Поскольку сейчас трамвайчик работает исключительно как прогулочный, то в допуслуги ввели бар, караоке и дискотеку. Это, как минимум, рационально. Критикам такого досуга можно предложить только одно: самим ежедневно заполнять хотя бы минимум 100 мест на бюджетной “Москве” и 50 на “Астраханце”, чтобы поддержать местное судоходство в его социальной миссии. Без “Дач” Можно предположить, что дачные маршруты власти худо-бедно этот сезон-другой еще продержат. Но не от души и до тех пор, пока в тех краях еще массово сохраняются дачники без альтернативного общественного транспорта, которого там, конечно, никогда и не было. Как бы цинично это ни звучало, но из-за десятка любителей добираться рекой до своего сада-огорода раз в неделю содержать пассажирский флот никто не будет. А поскольку к этим дачным зонам есть интерес у представителей турбизнеса и они скупают все, что “стоит” у реки, то несложно предположить, как скоро из топонимики тех мест исчезнет и причал “Пионерлагеря”, как не стало и промежуточной остановки “Дачи”.