kaspyinfo.ru

астраханский новостной портал

Смешанная слобода: кто прятался в лихое время у астраханских татар

Общество

Даже на современной интерактивной карте Астрахани в районе, издавна называемом “Заканавье”, можно встретить интересные микротопонимы: Татарская слобода, Морская слобода и – между ними – Агрыжанская слобода.

Метисы индийцев и татар
Эта Агрыжанская слобода как бы зажата между улицами Челюскинцев, Кирова и Мусы Джалиля. С запада к ней примыкает Татарская слобода, а с востока – Морская.
В книге 1895 г. “Алфавитный список народов, обитающих в Российской империи”, указано, что “Агрыжанцы – метисы индусов и татар, издавна поселившиеся в Астрахани, где они занимаются торговлей; по нравам и обычаям весьма схожи с татарами”. Численность – 107 человек, по сведениям за 1857 год. Исповедание – магометанское”.

Индийцы поселились в Астрахани едва ли не с момента ее основания и к XVIII веку стали успешными купцами и ростовщиками. Василий Татищев, астраханский губернатор и великий историк, писал в 1740-е годы про Агрыжанскую слободу, в которой живут “более индейцы магометанского закона”.

Во время прихода в город Разина в 1667 г. многие “индеи”, спасая свою жизнь, спрятались у местных татар, а в обмен на спасение приняли их веру и женились на их дочерях, остались в российском подданстве, потом к ним присоединились еще и персияне. И они стали купцами.

В 1769 г. ученый Георг Гмелин также указал, что в городе есть две татарские слободы, из которых одна – Агрыжанская. И слово это идет от обозначения людей смешанного происхождения. Татары от браков индусов с татарками звались агрыжанскими, а их слобода – Агрыжанским двором. По версии академика Озерецковского, жены-татарки были дочерьми должников. В словаре Брокгауза и Ефрона указано, что индийцы не имели права вывозить своих жен за границу, потому в Астрахани они просто находили себе спутниц-татарок, и от них появились дети-метисы.

В других работах “агрыжанами” зовут индийцев-индуистов, выходцев из города Мультан (Западный Пакистан). В Астрахани они женились на татарках.

За общей оградой
Первый документ об агрыжанах в Астрахани относится к 1661 г., а первое упоминание этого слова – к 1654 г. В Астрахани, согласно выводам известного историка Ильи Зайцева, Агрыжанский двор уже был в 1710 году, на территории татарской слободы, южнее русских слобод в юго-западной части Земляного города. Эти слободы состояли из отдельных дворов, обнесенных общей оградой. В 1740-е на Агрыжанском дворе жило 109 мужчин, из них лишь половина – индийцы. Одни были купцами, другие – наемными работниками. Имена у агрыжан были своего рода “татарско-индийскими”: Мамбет Адетов, Гулябра Арзеев, Сунгутей Джималов, Андал Нандаев.

В середине XIX века, по данным Павла Небольсина, агрыжан было около 100 человек. Всесоюзная перепись населения 1926 г. выявила 48 агрыжанцев. Затем агрыжанские татары были включены в состав юртовских татар и в состав астраханских татар. Так что потомки агрыжанцев до сих пор могут проживать в нашем городе.

Уже к 1840-м году индийцев в Астрахани не было, а вот агрыжанская мечеть осталась. По воспоминаниям писателя Алексея Писемского, посетившего Астрахань в 1850-х, при “агряжанская дворе” раньше были фабрики по производству шелковых и бумажных тканей и по выделке сафьяна.